
73online.ru писал о критической ситуации на одном из градообразующих предприятий Димитровграда – ДААЗе. В то время, как региональные власти уже три года пиарят создание здесь автомобильного индустриального парка, на самом заводе обстановка накалилась до критического предела, рабочие готовы выйти на забастовку. Впрочем, бастовать ДААЗовцам запретил димитровградский суд, сославшись, как это ни глупо звучит, на множество исправительно-трудовых колоний в городе и вероятность обострения криминальной обстановки. На прошлой неделе наконец-то завод посетил губернатор Морозов. Встретившись с представителями профкома, Сергей Иванович заявил, что не знал, что ситуация здесь столь «драматическая».
Сразу после встречи губернатора Морозова с руководством ОАО «ОАТ» у него состоялся предельно откровенный разговор и с профактивом, который занимался самыми сложными рабочими вопросами в ходе противостояния работодателя и коллектива. В числе присутствовавших на этой встрече были: председатель Ульяновской территориальной областной организации Профсоюза АСМ Тумаев, председатель профкома ОАО «ДААЗ» Безруков, председатель профкома ООО «ДЗС» Зайцева, председатель профкома МСП ОАО «ДААЗ» Сутягина и другие. Вот лишь некоторые важные моменты из общения губернатора с представителями профактива.
Т.П. Зайцева: «До сегодняшнего дня в нашей ситуации на стороне работников никого не оказалось. Ни администрации города, ни администрации области, ни судей – все против работников. Но зато большое внимание работникам уделили 10 апреля, когда должна была начаться забастовка, которую облсуд отложил на 15 дней. Мы – люди законопослушные, решение суда не нарушили, как обычно пришли на работу. И увидели: промплощадку оцепили вооруженными полицейскими нарядами и машинами, а на территорию завода загнали пожарную машину, раскатали шланги, приготовили брандспойты… Чтобы, если что, смывать нас с рабочих мест?.. К тому же из решения суда можно сделать вывод, что у нас на ДЗС одни склонные к криминалу люди работают. Суд сделал вывод: если 1300 человек будет уволено одномоментно, то все они тут же пойдут брать «Бастилию», то есть те учреждения УФСИН, что есть в Димитровграде. Или будут грабить других жителей города. Так и говорится в его решении – забастовка может привести к ухудшению криминогенной обстановки, жизни и здоровья граждан. А разве не угроза для жизни и здоровья нескольких тысяч человек их копеечные зарплаты?!.»
В.П. Безруков: «Средняя зарплата на конец 2012 года по всем работникам была порядка 16900 рублей. У рабочих – 14-15 тысяч в среднем. Взять третий разряд: со всеми премиями, с ночными и вечерними – порядка 13 тысяч с небольшим. (Здесь председатель профкома МСП передала губернатору рассчетку одной из своих работниц 3-го разряда, а председатель профкома ДЗС Т.П. Зайцева добавила и рассчетку аппаратчика сушки 3-го разряда: около 10 тысяч на руки за месяц, и с учетом того, что люди в три смены работают). У категории РСиС – 24 тысячи в среднем. Но это не говорит о том, что ряд инженерно-технических работников (инженеры, конструкторы и другие) получают по столько. Только по ДААЗу около 600 из 1100, а по всей площадке около 900 инженерно-технических работников, получают от 15 тысяч рублей и меньше (до 8000)…. С 2006 года по 2012 год от официальной инфляции мы отстали на 10,5 процента. Мы даже от города сегодня отстаем почти на 6 процентов по средней заработной плате! Когда еще такое было?! На конец 2012 года по городу средняя зарплата была 17830 рублей. Все предприятия обычно ориентируются на среднюю зарплату по отрасли. Мы от нее отстаем процентов на 30. Поэтому нашим требованием 20 процентов мы ничего тут не заквасили….За 6 лет сменилось уже 5 руководителей ДААЗа, и каждый просил потерпеть, ужаться, и каждый обещал: «Вот скоро, вот через годик…» И терпение у народа кончилось. Из этого и получили двойной коллективный трудовой спор. Ничего тут другого нет…
Вам докладывают, что у нас все только развивается, что только увеличивается число рабочих мест. А с февраля 2012 по февраль 2013 года только на трех заводах – это ДААЗ, ДЗС и ДЗР – суммарно уволилось 600 человек».
...
С.И. Морозов: «Это реально, что вы в коллективах по три копейки своих сбрасываетесь, последние крохи отдаете, чтобы помочь собрать деньги на дорогостоящее лечение работников или их детей? А что власть и руководство завода помочь не могут?»
Н.А. Сутягина: «Именно так. Всем заводом собирали, кто сколько принесет. Пришлось председателю профкома гальванического производства, где работает мама больного ребеночка, самой и квоту на лечение выбивать…»
С.И. Морозов: «И сколько собрали?»
Т.П. Зайцева: «137 тысяч рублей. Но и до этого еще было немало таких же благотворительных акций, где заводская власть в стороне оставалась».
Н.А. Сутягина: «У нас, получается, нищий нищему помогает. Потому что понимает, как сейчас тяжело заводчанам живется».
...
С.И. Морозов: «Недавно я встречался с Владимиром Владимировичем Путиным, и он спросил меня: «Какова ситуация в Димитровграде? Что ты думаешь?» Поверьте, я не знал, что она такая вот драматическая. Я сказал, что есть проблемы, но есть хорошие программы развития, есть понимание выхода… Сейчас получается, что это не совсем верно. В понедельник (22 апреля) я буду встречаться с руководством администрации президента и ряда структур. И, наверно, буду готовить соответствующую записку о том, что в Димитровграде ситуация значительно хуже, чем я предполагал… Уверяю вас, всё, что вы мне рассказали, я в самом скором времени обязательно расскажу и Владимиру Владимировичу, и его ближайшим помощникам. Чтобы и он прекрасно понимал, что ситуация здесь нездоровая и надо помогать».
В.П. Безруков: «Сергей Иванович, когда в январе этого года у нас была первая встреча на высшем уровне с Михаилом Владимировичем Кучинским, он честно признался, что в ОАТ до конца еще не видят ситуацию, поэтому где-то с ошибками работают. И я его как человека понял. Но зачем тогда людей-то дергать? Вот говорили: «Начнем людей переводить в декабре». Потом: «Будем переводить в феврале»…
С.И. Морозов: «Так это вообще не обсуждается с вами что ли?»
Н.А. Сутягина: «Во-первых, не приглашают даже. Во-вторых, соответствующих документов нет или нам их не показывают. Ведь как это должно быть в идеале. Выходит приказ. Людей с ним знакомят, некоторых даже под роспись. Вы туда-то переезжаете, а вы – туда-то… И люди знают, куда они идут. А у нас как? Приказа нет, но люди уже переезжают. У нас ремонтники уже смеются: «Нам перевозимое оборудование надо на колесики ставить. Потому что они только переехали на новую площадку, только там все установили, как им сообщают, что они не ту площадь заняли, что нужно еще раз переехать. И начинается – монтаж, перемонтаж. Люди не знают, завтра они придут на работу, а будет ли их станок на прежнем месте стоять или опять куда-то переедет…»
...
С.И. Морозов: «Я точно скажу, что готов отстаивать ваши интересы. Я обеспечу вам рост тарифов и окладов еще на 10 процентов. По основным и вспомогательным рабочим всей промплощадки».
Сразу несколько голосов: «Сергей Иванович, а РСиС?.. Знаете, какие оклады у большого числа работников этой категории? 8-9 тысяч рублей! В лучшем случае 13 тысяч. И все разбегаются с завода при первой возможности. Потому что эти зарплаты унизительные. Вы не считайте то меньшинство руководителей, за счет которых у них средняя зарплата до 24 тысяч поднимается»...
С.И. Морозов: «Я еще раз говорю, за эти два часа, что я работаю на ДААЗе, у меня есть четкое понимание по этим двум категориям. Приеду на следующей неделе, вот вы мне тогда и расскажите подробно про РСиС».
В.П. Безруков: «Пройдитесь по площадке. Разверните наших работодателей к народу лицом, а не одним местом…»
С.И. Морозов: «Мы развернем их правильным местом. Думаю, что здесь проблем не будет. Я готов взять на себя ответственность по вашим заводам».
Взяв ответственность на себя, губернатор Морозов заявил, что нашел выход из сложившейся на ДААЗе ситуации и предложил решить вопрос повышения заработной платы за счет предоставления льгот предприятию из регионального бюджета: «...Мы предоставим промплощадке льготы по налогам на имущество, город предоставит льготы по налогам на землю, по транспортному налогу… Это все вкупе и составит порядка 130 миллионов на повышение заработной платы в самое ближайшее время…»
фото: ves4i.kiev.ua