В Ульяновской области создается новый кластер, на сей раз – станкостроительный. Протокол о намерениях был подписан в рамках Международного инвестиционного форума «Условия и перспективы создания производств металлообрабатывающего оборудования в Российской Федерации» на площадке Московского государственного технологического университета «СТАНКИН». Помимо Ульяновской в церемонии подписания приняли участие главы Свердловской и Ростовской областей и Республики Татарстан. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов торжественно заявил, что «область первой в России получит возможность развивать новейшие технологии станкового машиностроения». А несколькими днями позже появилось сообщение о том, что строительство станкостроительного завода немецкой компании Gildemeister AG в Ульяновской области наконец-то сдвинулось с мертвой точки, на которой стояло почти два года, и новое предприятие должно заработать уже в этом году. Народ ждет новых рабочих мест и притока в регион денег, а губернатор, как водится, заявляет что «завод будет представлять собой принципиально новое для российской станкостроительной отрасли высокотехнологичное предприятие», пишет polit.ru.

И можно было бы только порадоваться за Ульяновскую область, в целом за страну и за наконец-то начавшееся возрождение станкостроения, но мешает стойкое ощущение дежа вю. Почему-то кажется, что все это: и заявления о высоких технологиях, и создание нового кластера, который «станет локомотивом», и «первые в стране» - уже было. Уже были ожидания новых высокотехнологичных рабочих мест, выхода на международный рынок и – как результат – невиданного взлета благосостояния населения. Но, в отличие от нынешних проектов, о тех, прошлых, уже все известно – ожидания так и остались ожиданиями, а благосостояние так и осталось… там, где оно сейчас находится.

В 2009 году ульяновские власти объявили о планах создания в регионе авиационного кластера. Проект «Ульяновск – авиационная столица России» был широко разрекламирован, глава региона тоже говорил, что "кластер станет не только высокотехнологичным сектором экономики, но и своеобразным «локомотивом», который потянет за собой другие отрасли, обеспечит аккумуляцию передовых технологий и развитие кадрового потенциала".

Через год, в августе 2010 г. заместитель председателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров рассказывал журналистам о блестящих перспективах проекта, о том, что «заработает целый ряд предприятий, которые существуют вокруг основного производства», например, завод «Аэрокомпозит», и о заказе на 44 самолета Ту-204 СМ от компании «Red Wings». Заказ на самолеты не случился, международные – иранские, украинские - связи тоже не принесли результатов, подкачала и оборонка, на которую возлагались большие надежды. Да к тому же Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) публично признала проблемы с качеством самолетов ТУ-204, которые строились на ульяновском заводе. Дальше – больше, поползли слухи, что к проекту «Авиационная столица России» имеет отношение фирма супруги губернатора «Итарус сервис». А тут еще сотрудники федеральной антимонопольной службыобнаружили грубые нарушения в организации и проведении конкурса на разработку бренда «Ульяновск – авиационная столица России». Зато руководство Ульяновской области, как «авиационной столицы России» заявило о своем намерении принять в 2017 году Всемирные воздушные игры - аналог Олимпийских игр для авиационных видов спорта, которые проводятся начиная с 1997-го раз в четыре года…

В общем сейчас о суперпроекте создания в Ульяновске авиационного кластера – «мощного» и «первого в России» - говорят не очень много, предпочитают спускать проект на тормозах. Хотя периодически новости все-таки случаются. Так, например, совсем недавно, 4 марта президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян сообщил журналистам, что "Аэрокомпозит", обещанный еще в 2010, все-таки собираются ввести в строй в Ульяновской области. Теперь следует ожидать новых старых заявлений о «локомотивах», «высоких технологиях» и «рабочих местах» от Сергея Морозова. Впрочем, возможно, он всерьез переключился на станкостроение и заниматься авиацией ему теперь недосуг. Тем более, что некоторое время назад в СМИ попала бумага, ставящая под серьезные сомнения грандиозные успехи авиастроения в России в целом и в ее авиационной столице в частности. По результатам проверки, проведенной Контрольным управлением Президента, главный сделанный вывод звучит печально – утвержденная президентом Программа развития гражданской авиации до 2015 года корректировалась в сторону увеличения бюджета 6 раз, и «при полном освоении выделенных средств, определенный Программой цели не достигнуты».

В итоге власти спешно рассматривают возможности «отверточной сборки» зарубежных авиасудов на наших заводах или модернизации, например, украинских машин, поскольку действующие на Украине правила это допускают. Таким образом, получается, что весь информационный шум вокруг авиационного кластера в Ульяновске – только попытка скрыть развал отрасли, «освоенные» деньги и упущенное, возможно, навсегда, время, которое необходимо было для восстановления отечественного авиапрома. Очень хочется верить, что восстановление станкостроительной отрасли и создание нового кластера в Ульяновской области пойдет, ради разнообразия, совсем по другому сценарию. И дежа вю так и останется игрой утомленного воображения отдельных журналистов.

Федор Сергеев