Очередной раз в эпицентре громкого скандала оказались чиновники регионального правительства. На этот раз на незаконной сделке с областной недвижимостью попались работники департамента государственного имущества и земельных отношений. С их легкой руки здание ДК им. 1 Мая, принадлежащее «Центру народной культуры Ульяновской области», было внесено в качестве залога для обеспечения кредитных обязательств ООО «Мелекесский свиноводческий комплекс» по ипотечному договору с московским ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК». Областная прокуратура настаивает на аннулировании этой сделки и требует привлечь чиновников, причастных к ней, к дисциплинарной и уголовной ответственности.

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Сделка, о которой идет речь, - классический пример коррупционной схемы современной России. Ни для кого не секрет, что в нашем регионе существует такое понятие, как приоритетные инвестиционные проекты. Ульяновская область активно поддерживает коммерческие структуры, предоставляя особо отличившимся налоговые льготы на 15 лет, бесплатные земельные участки, проведение коммуникаций за счет регионального бюджета и прочие преференции. Гарантий того, что все эти предприятия через 15 лет будут существовать, никто дать не может.

ООО «Мелекесский свиноводческий комплекс» оказалось единственным предприятием, в свое время подавшим заявку на участие в этом инвестиционном конкурсе. Поскольку участник в конкурсе оказался в единственном экземпляре, не трудно догадаться, что «Мелекесский свиноводческий комплекс» оказался победителем. Почему этот конкурс вообще состоялся при наличии одного участника, остается лишь догадываться.

Заметим, что Правительство Ульяновской области, принимая решение о вложении бюджетных денег в потенциальный инвестиционный проект, имело, очевидно, самые благие цели - развитие областного свиноводства. Но как это у нас обычно бывает: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

А получилось вот что. Перед тем, как принять решение, в какой именно инвестиционный проект вкладывать бюджетные деньги, собирается специальная инвестиционная комиссия. Она оценивает не только предположительную прибыль от проекта, но и период самоокупаемости. Областным Минфином в комиссию были предоставлены документы, из которых следовало, что рентабельность от вложения денег в ООО «Мелекесский свиноводческий комплекс» будет достигнута аж только после 2038 года.

Вполне возможно, что «клюнули» региональные чиновники на перспективы, которые открыл им инвестор. Картинка в действительности заманчивая: новые белые корпуса свинокомплекса рассчитаны на 24 тысячи голов и занимают 17 гектаров, строжайшие санитарные правила. В целях недопущения проникновения африканской чумы и других заболеваний, чтобы попасть к хрюшкам надо будет прежде пожить три дня на карантине в специальной гостинице, при этом питаться по строго определенному меню, в котором не должно быть свинины. Только после контрастного душа и стерильно чистой униформы вас смогут запустить на производство. Что касается самих свиней, то предполагается, что это будут чистопородные животные из Канады, с острова Принца Эдварда.

Что получится из этого инвестпроекта в действительности и доживет ли он до 2038 года - не известно.

ДК УЙДЕТ С МОЛОТКА

Тем не менее, славные мелекесские свиноводы получили средства на развитие своего производства. Да еще по какой «интересной» схеме. Из областного залогового фонда выделяется здание ДК им. 1 Мая, площадью 6,7 тысячи квадратных метров, принадлежащее Центру народной культуры Ульяновской области, в качестве залога по ипотечному договору с неким московским ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК». Возникает вопрос: почему ипотеку выдает именно московский банк, и под какие проценты? Почему не государственный Россельхозбанк?

Между тем одним из ключевых пунктов ипотечного договора между ООО «Мелекесский свиноводческий комплекс» и ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК» является невыполнение сторонами обязательств. Нетрудно предположить, что в случае, если дела у мелекесских свиноводов пойдут не так хорошо, как предполагалось: свиньи, к примеру, помрут от какой-нибудь чумы или пожар случится, то залоговая недвижимость в виде здания ДК 1 Мая будет выставлена на продажу. Да и захотят ли московские банкиры ждать возвращение своих денег 25 лет?..

Вряд ли чиновники департамента государственных имущественных отношений в лице г-жи Водолазко не знали подобных «тонкостей», следовательно, налицо коррупционная составляющая этой сделки.

В том, что речь идет о коррупции, не сомневается и старший помощник прокурора Василий Зима: «Прокуратура усматривает в данной сделке все признаки коррупции. Сейчас мы настаиваем на ee аннулировании, требуем привлечь причастных к ней чиновников к дисциплинарной и уголовной ответственности».

Есть и еще один небезынтересный аспект в этом «инвестиционном» проекте. Дело в том, что у ДК 1 Мая уже есть собственник - «Центр народной культуры Ульяновской области». По закону, здание, имеющее собственника, нельзя вносить в залоговый фонд, не прервав договор с собственником. Это можно сделать только в том случае, если собственник является недобросовестным. По мнению прокуратуры, ЦНК - вполне добросовестный собственник и прерывать с ним договор у ДК 1 Мая не было никаких оснований.

Похоже, что Центр народной культуры Ульяновской области в этой коррупционной схеме оказался заложником. Причем «тихим» заложником, который боится «открыть рот», дабы не навлечь на себя гнев со стороны департамента государственных имущественных и земельных отношений.

Тем не менее, корреспондент 73online.ru попыталась пообщаться с директором ЦНТИ Еленой Сафроновой. Секретарь передала г-же Сафроновой суть проблемы и нашу просьбу взять комментарий у нее на эту тему. Чиновница категорически отказалась общаться по этому поводу. «Набрал рот в воды» и департамент государственных имущественных и земельных отношений. Пресс-секретарь сообщила корреспонденту 73online.ru, что руководство «не желает об этом разговаривать».

Ну, что же, подождем. Возможно, в зале суда чиновники, причастные к коррупционной схеме, будут разговорчивее. По крайне мере, в прокуратуре пообещали довести это дело до конца.

Александра Скворцова

фото: lentaregion.ru