
С начала февраля этого года Ульяновск вплотную озаботился выбором гения места, с упором на последнее слово. Насущная необходимость в таком месте (гении, безусловно, подождут) возникла вдруг, как прыщ на лице подростка, в конце 2012-го, когда об этом заявил Сергей Морозов. Он же решил, что выбирать гения места должно министерство внутренней политики вместе с населением города.
Один из местных интернет-порталов объяснил (тоже в начале февраля), что скрывается за этим суперским местечковым ноу-хау: «Гений места» должен связать интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления нашего города с их материальной средой для установления связи человека с местом его обитания». Нечеловечески красиво, но до непонятности тупо, не так ли?
Не так, отметает мои предположения заместитель министра внутренней политики региона Ольга Куракина, приглашающая голосовать за «проект» молодежь: «…ведь наличие в регионе духовного центра, который будет принципиально отличать наш регион от других, очень важно».
Молодежь, числом чуть более 200 человек, начинает заданно, по уставу МГЕР, голосовать в Интернете. Гением места они видят диван Обломова, бульвар Пластова, Новый венец, беседку Гончарова в Винновской роще… Т.е. действительно МЕСТО, где можно оттянуться.
Прочитала я эту хрень днем, и как-то стало мне неуютно. Ночью же подсознание работало, видимо, на полную катушку, чтобы на следующее утро выдать искомое. Ну, конечно, вот она, на расстоянии ладони, книга Петра Вайля «Гений места», вышедшая из цехов ульяновского «Дома печати» аккурат в конце прошлого года!
Вот и стр. 9, «От автора»: « Связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна… Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные эмоциональные явления с их материальной средой».
Немного же потрудились над «идеей» безымянные авторы, сделав ясную мысль писателя идиотической: перевели причастное предложение Вайля в свое, глагольное будущего времени, присобачили начало мысли – в конец, добавили пару-тройку своих словес, и вот готова очередная «фишка» для губернатора! Тот же Интернет-портал, доводя идею «проекта» до душ и сердец ульяновцев, лезет в Википедию и уточняет для народа, что есть - genius loci: « понятие «гений места» происходит от древнеримской мифологии…».
Однако Википедию обмануть не так просто, как нашего губернатора: нет древнеримской, есть – римская мифология.
Ни Вайль, ни Википедия не берут словосочетание «гений места» в кавычки, как это делают доморощенные поставщики идей для Морозова. Потому что гений якобы, и гений – это две большие разницы, говоря одесским сленгом. Если бы ульяновские пиарщики прочитали не первые девять, а все 443 страницы труда Вайля, может, поняли бы то, о чем пытался докричаться до соотечественников автор, – а он, говоря словами Льва Лосева, поэта, писателя, его друга, описывал «самочувствие города N с присутствием автора в нем…Речь идет об уникальном переживании автора, передающемся читателю». То есть для вас, к примеру, гений места – диван Обломова, а для меня – здания, построенные по проектам Ливчака: это действительно уникальные частные переживания отдельного человека. Даже в Санкт-Петербурге, признанном миром памятнике архитектуры, одному невозможно прожить, не видя ежедневно Обводный канал, а другому – кафешку в районе Черной речки.
И уж совершенно за пределами вменяемости - Куракина с ее идентичностью гения места и духовного центра. Милая дама, прочитайте у Вайля хотя бы одну главу, «Нормандская дыра», о Руане, где сожгли Жанну, и где жила придуманная Флобером мадам Бовари, и где Вайль делится открытием: «в книжках – правда». Как вы дошли до «правды» от гения места до городского духовного центра? Впрочем, может и права подневольная младость, голосующая за диван Обломова: с креативщиками, которые выдали на гора рассматриваемую идею, никакому губернатору долгожительство на посту не грозит, а вот домашний диван – обеспечен. Так и станут потом говорить: этот диван Обломова свалил с поста самого Морозова.
Может, нашему губернатору надо меньше принимать на ура «обоснованные» пиар-предложения белодомовских дам и доморощенных местных политологов, а просто иногда – если не читать, то хотя бы - слушать книги. Или завести референта, который бы сутками читал, а потом докладывал шефу краткое содержание «серий».
Не могу, Сергей Иванович, прогнозировать, что станет для вас последней каплей в ульяновских разгуляях, но то, что при приеме на пиар-работу надо учитывать наличие у претендентов головы, а не диаметрально противоположного центра, - несомненно. Как говорит Куракина (применительно, правда, к гению места), это «будет принципиально отличать наш регион от других».
Людмила Дуванова
Фото: first-gifts.ru