Это уже почему-то стало «доброй» традицией в нашей стране — как только речь заходит об акционировании, ничего хорошего ждать не приходится. Само слово «акционирование» становится печальным синонимом таких понятий, как «сокращение», «ультиматум», «увольнение» а порой и «закрытие». Такая вот «оптимизация», одним словом. И наш регион в который раз не становится исключением. Конкретный пример — происходящее прямо здесь и сейчас с региональным отделением ФГУП «Почта России». Первые тревожные сигналы пришли из Мелекесского района, глава которого Владимир Тигин разместил в своем ЖЖ полный отчаяния пост. Прочитав который 73online.ru попытался получить комментарий у главного почтовика нашего региона Артура Игрушкина. Слова успокоения опять же, как водится, вызвали лишь еще большее беспокойство...
Акционирование и оптимизация услуг почтовой связи вплотную подступили к границам Ульяновской области. Хотя и теперь это мало тревожит местные власти. У них сейчас в Лондоне все в шоколаде. Чего не скажешь, к примеру, про родной губернатору Морозову Димитровград и окрестности.
Выживут ли почтальоны школьников?..
На своей странице в «Живом Журнале» глава администрации Мелекесского района 21 января Владимир Тигин пишет: «С недоумением узнаю, что в пяти населенных пунктах с 18 марта закрываются отделения почтовой связи. Никакого согласования или уведомления администрации района по этому поводу не было. Узнаю об этом от возмущенных жителей поселков Лесной, Кипрей, Степная Васильевка. ОПС там — это единственное место, где, помимо услуг связи, можно оплатить услуги ЖКХ. В целом, по всем населенным пунктам, где это планируется, жителей свыше 1300 человек. Им по этим вопросам с 18 марта куда обращаться? Ездить в город? Думаю, что на этой неделе выедем в эти села, успокоим людей. Но что дальше?..» А в личной беседе с 73online.ru Владимир Павлович уточняет:
- Наш район не один такой, кстати. Самое поразительное, что районную администрацию никто не удосужился в известность поставить. Мы о закрытии ОПС в марте узнали постфактум от самих сотрудников почтовой связи. Мотивация у «Почты России» одна — нерентабельность почтовых участков в малочисленных поселках, где от 135 до 415 жителей. Но они и не могут быть рентабельными. С другой стороны, кто подумает о стариках, которые составляют подавляющее большинство этих поселков? И для которых почта - это и пенсия, и услуги ЖКХ... Было и несколько ультимативных предложений. Например, в Тиинске. Там жителей побольше, где-то около 1200 человек. И почта делит одно здание с частью поселковой администрации, Домом культуры и главной спортивной площадкой населенного пункта. Нам предложено либо всех убрать и здание целиком отдать под ОПС, либо, мол, почты в Тиинске не будет. По-русски это называется отжать. Будем бороться по мере своих скромных сил. Как? Если надо, подключим областной и федеральный ресурс. Жителей в обиду не дадим...
- Почту в Ульяновском районе сократили давно, — продолжает тему глава этого муниципального образования Вячеслав Ковель. — У нас по сути своего ОПС и не было, мы уже лет пять как относимся к Цильнинскому отделению. Из свежих новостей на эту тему недавнее предупредительное письмо из областного центра о передаче муниципальной собственности в ведомство почтамта. С угрозой в ультимативной форме: если здание, где сейчас находится почта, не будет передано ведомству господина Игрушкина, то закроем отделение связи вовсе. Они же перестали быть государственным унитарным предприятием, теперь реорганизуются, акционируются, и у них сейчас одна задача — где возможно муниципальную собственность превратить в свою. Для этого есть, в принципе, правильные и веские основания. У «Почты России» свой бюджет, который предусматривает вложения финансовых средств ФГУП в ремонт и восстановление только той собственности, которая принадлежит почтовикам. С другой стороны, как быть, если здание почта делит со школой. Я же не могу закрыть школу и отдать все это помещение под отделение связи небольшого поселка. Про сокращение порядка двухсот ОПС в отдаленных поселках области Игрушкин давно и не переставая поет свою старую песню. А как с пенсиями бабушкам быть? Пока эту услугу хотят забрать себе то МФЦ, то Сбербанк, чехарда идет до бесконечности. Кто прав, покажет время. Пока же почтовые отделения, в дальних селах особенно, сокращать ни в коем случае нельзя. У нас на станции «Охотничья» для бабулек вся надежда на почтовое отделение. Они же сюда приходят не только письмо послать. Сегодня и писем-то не пишет никто, кроме электронных. Почта для бабушки — это пенсия, это место общения, встреч, они тут платят за свет, воду, узнают новости. В деревнях, где нет школ, клубов, почта для стариков - вся их жизнь.
На усмотрение главы региона...
Пока со стороны «Почты России» Вячеслав Васильевич, по его собственным словам, видит «только письма со страшилками о передаче собственности». В других районах области ситуация схожая, но главы там пока не поднимают бучу. Либо там все прелести акционирования «Почты России» еще на подходе. Либо не распознали пока этих прелестей.
По словам главного ульяновского почтовика Артура Игрушкина, финансовый год еще не закончен, итоги 2012-го подводить рано и по грядущему акционированию никаких комментариев. Официальных бумаг на эту тему, заверяет Артур Аркадьевич, в Ульяновск пока не поступало. С новым законом о связи, предусматривающем акционирование, которого к весне этого года, по мнению Игрушкина, ждут как манну небесную все почтовики, на уровне российского правительства еще не все ясно. Оптимизация услуг почтовой связи в нашем регионе идет, утверждает господин Игрушкин, не от хорошей жизни:
- В свое время так было заведено, что по согласованию с главами районов ОПСы ставились повсюду, как карточные домики. На сегодняшний день порядка 180 отделений связи не соответствуют нашим внутренним нормативам по численности населения в пунктах, где они находятся. Сколько почтовых отделений мы в результате сократим, окончательно станет понятно лишь во второй декаде февраля. Многие отделения связей на селе находятся в коммерческих структурах, в административных зданиях. Есть поселки, где почтовики платят коммерсантам такую же арендную плату, как в центре города Ульяновска. Например, учхоз сельхозакадемии в поселке Октябрьский... Что касается опасений господина Тигина, то он лично мне не задал еще ни одного конкретного вопроса, о том, что будет с ОПС в его районе. Его просто не интересует, что происходит с почтой на его подведомственной территории. На просьбы о предоставлении нам помещений под почтовые отделения идут сплошные отказы. Вынуждены запустить передвижные пункты связи за огромные деньги.
Предполагается, что после закрытия почтовых отделений в селах и деревнях эти почто-мобили по аналогии с библиомобилями будут колесить по деревням и оказывать все те же услуги населению, раздавать пенсии, продавать газеты, принимать деньги за услуги ЖКХ... Пока ульяновская почта приобрела пять таких автомобилей. Ответа, достаточно ли их на всю область, каков будет режим работы этих ОПС на колесах, в каких районах они работают или будут работать, от Артура Игрушкина нам получить не удалось. Чуть повышая голос, он отделывался общими фразами о загадочных «красных», которые «баламутят народ на селе». Оптимизация численности почтовых отделений, убеждал нас Игрушкин, не будет проводиться без согласования с органами региональной власти. Еще точнее — с региональным правительством. Которому, как известно, нужды сельчан знакомы приблизительно так же хорошо, как думы и чаяния далекой народности аборигенов племени Мумба-Юмба. А ульяновские почтовики, жалуется Артур Аркадьевич, не имеют никаких региональных льгот по налогам в отличие от своих самарских и нижегородских коллег.
Г-н Игрушкин в меру цинично признается: «Не могу сказать, что инвалиды для нас - приоритетная часть населения». И грезит, что оптимизация напрямую повлияет на зарплаты сотрудников сельских почт. «В некоторых почтовых отделениях сотрудники работают на 0,2-0,5 ставки, а выручка от всего отделения зачастую составляет всего 1,5-5 тысяч рублей в месяц», - сетует Артур Аркадьевич.
Деревня стареет и умирает. Газет здесь давно никто не читает, да и глаза у оставшихся здесь стариков-сельчан стали слишком слабы. И кабы не пенсия с оплатой услуг ЖКХ, никто бы на почтовые посягательства на муниципальную собственность внимания не обратил бы. Но пока не надо быть Мессингом или Вангой, чтобы предположить, что Морозов с Игрушкиным договорятся, и так называя оптимизация «Почты России» придет в симбирскую глубинку в своем самом страшном мутировавшем виде. И как же хочется в данном случае ошибиться...
Иван Собакин