Сегодня глава нашего региона сэр Морозов и культурный министр Ульяновской области леди Татьяна Мурдасова потопчут набережную Темзы, прогуляются по Бейкер-стрит, послушают манящий звон Биг-Бена. Возможно, даже отоварятся на King's Road и в Сохо. Очередной заграничный вояж первых лиц области на деньги простых ульяновских налогоплательщиков называется презентацией-открытием выставки в столице Великобритании выставки нашего земляка Аркадия Пластова. Попутно Сергей Морозов представит в Лондоне Пластовскую премию, которую сегодня большинство российских СМИ со ссылкой на своих европейских коллег называют самой дорогой в мировом современном изобразительном искусстве... 73online.ru задался гайдаевским вопросом из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию»: «За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?»

У Сергея Ивановича с Татьяной Геннадьевной, помимо открытия экспозиции лучших работ Аркадия Пластова под названием «To be a painter and nobody else» («Быть живописцем и никем более») в Лондонском аукционном доме МакДугалла, также запланированы конференция «Реалистическое искусство глазами Лондона и Ульяновска», круглый стол на тему «Диалог двух культур», встречи с предпринимателями туманного Альбиона, посещение Парламента, Британского совета, Национального фонда развития науки, технологии и искусства, а также независимого фонда Великобритании. Леди Мурдасова намерена подписать соглашение о сотрудничестве с университетом Метрополитен по обмену студентами и сотрудничеству в сфере культуры. А губернатор до кучи прокатится до Ливерпуля. На родине легендарной четверки «битлов» сэр Морозов встретится с местным руководителем международных и коммерческих отношений в сфере культуры Нейлом Петерсоном, директором британского Media Arts Centre Майком Стабсом и руководителем по продвижению «Балтик Креатив» Марком Лолером. Предполагается, что речь пойдет о налаживании сотрудничества и развитии и поддержке креативных индустрий. Но это, как водится, только предполагается...

Не обойдется и без любимой губернаторской темы. По информации фонда «Ульяновск — культурная столица», директор которого Татьяна Ившина также отправилась в Лондон в составе ульяновской делегации, непременным пунктом поездки будет экономическая презентация нашего региона. Проще говоря, Сергей Иванович увлеченно и с абсолютной верой в собственные фантазии расскажет чопорным британцам о привлекательных инвестиционных климате и потенциале Ульяновской области. Вот только поймут ли англичане. Они-то под любимым словечком Сергея Морозова «кластер» привыкли понимать совсем другое. Во всяком случае, не слова вместо дела.

Теперь о той самой наделавшей немало шума в мировых СМИ Пластовской премии. До сих пор самыми престижными и крупными из наград в области современного искусства в мире считались британская Turner Prize с призовым фондом 63,5 тысяч долларов, а также американские Hugo Boss Prize в 100 тысяч долларов и Art Prize (560 тысяч долларов). И тут ульяновцы, претендующие со своей премией, начинающейся пять лет назад с региональной в 25 тысяч евро, на статус «Нобелевки в сфере искусства». На это властям нашего региона не жаль полмиллиона фунтов стерлингов, что эквивалентно 795 тысячам долларов. Соискателями могут стать художники со всего мира, работающие в реалистической манере. Основатель крупнейшего Лондонского аукционного дома Уильям МакДугалл прямо слезу вышибает своим признанием: «Да, призовой фонд премии довольно высокий, но художникам во всем мире нужны признание и деньги, которые они получают за признание. Ведь многим из них так тяжело пробиваться». Действительно, бедные они, бедные. При том, что ульяновские художники давно и безропотно существуют на копейки. При том, что на полмиллиона фунтов можно было бы открыть в нашем не самом богатом (а если уж совсем честно, то нищем) регионе с огромным количеством нуждающихся детей-инвалидов новых школ искусств для юных художников. И так далее — от забора до обеда...

Кстати, многие российские арт-эксперты не видят смысла в подобной щедрости ульяновских властей. И резонно говорят о том, что премии Пластова можно найти иное более достойное применение. Вот как высказалась в ряде российских СМИ известный отечественный искусствовед Ирина Осипова: «В размерах такого призового фонда я единственное, что вижу, - это желание поразить, удивить весь мир, и поэтому она вручается в Лондоне и такая колоссальная сумма. Еще летом шла речь о десяти миллионах, но тогда она проигрывала мировым премиям. Теперь она перекрывает все и оказывается самой крупной в мире».

Идем дальше. Отмечается, что уникальность Пластовской выставки в Лондоне заключается в том, что многие работы художника, предоставленные из личной коллекции его внука Николая Пластова, увидят свет впервые. Увидеть их землякам Пластова пока остается только мечтать. Замечательно, что это может вызвать огромный отток денег из карманов английских любителей живописи. Хотя, с другой стороны, может и не вызвать... Да и куда, в чьи конкретно карманы, пойдет вырученная от экспозиции прибыль. Не вернут же их честным налогоплательщикам-симбирянам. Не принято это у нас как-то. Кстати, из налогов земляков оплачен четырехдневный вояж на родину Байрона и Шерлока Холмса не только «золотой» тройки Морозов-Мурдасова-Ившина.

На презентацию в Лондон отправилось почти все руководство Ульяновской области. В составе делегации также заместитель главы региона по социальной политике Тамара Девяткина, руководитель аппарата областного правительства Анатолий Озернов и другие общим числом около десяти человек. Губернатор боится заблудиться в «стритах» и «авеню»? Да просто он без своей камарильи редко куда ездит, щедро оплачивая с барского плеча визиты в любую точку земного шара! В уже упомянутой цитате из гайдаевской комедии и ответ подходящий имеется: во всяком случае, оплачивать будем не мы. Действительно ведь, ну как же без Ившиной, Девяткиной или Озернова на встречах с послами, представителями бизнеса или даже, чем черт не шутит, с Ее Величеством?.. А в случае чего прикрыть закупки в Сохо можно громкими словами об установлении двустороннего сотрудничества. Тем паче, что это такое конкретно и во что это выльется, мало кто понимает...

Иван Собакин