Руководство Ульяновской области продолжает активно поддерживать проект производства в региональной столице чешского самолета местных воздушных линий EV-55 Outback. Авторитетное издание Финам предостерегает, заявляя, что широко разрекламированный ульяновскими властями проект может вернуться для них бумерангом.

По мнению заместителя председателя областного правительства Вильдана Зиннурова, к концу 2013 года самолет получит сертификат типа. Предполагается, что производство EV-55 может начаться во второй половине 2014 года.

Ранее Михаил Бабич, Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе, говорил о востребованности EV-55. «Его конкурентные преимущества очевидны, - заявил полпред. - Это два двигателя, емкость 9 и 14 мест, скорость 400-410 км/ч». Как отметил Михаил Бабич, в 2014 году планируется произвести пять самолетов, «с выходом на объемы производства 60 машин в год с 2015 года».

Что же предлагается производить в России? ЕV-55 Outback – самолет «маломестный».

Он проектировался в соответствии с требованиями Federal Aviation Regulation (FAR) к самолетам категории Normal, которые имеют не более 9-ти мест (включая пилотское), а их максимальный взлетный вес не должен превышать 12500 фунтов (5670 кг). Однако это не мешает чиновникам говорить о 14-ти пассажирах.

Теперь о планах производства. Проект EV-55 разрабатывался в рамках цикла из трех программ, финансируемых правительством Чехии. Важно отметить, что выполнение программы засчитывалось лишь при получении одобрения от авиационных властей страны Чехии.

На втором этапе разработки была поставлена задача максимально использовать в конструкции самолета чешские комплектующие. Правда, результаты этой программы не просматриваются. EV-55 Outback оснащен двигателями PT6A-21 (536 л.с.) производства Pratt & Whitney Canada, что выглядит несколько странно. Дело в том, что в Чехии есть аналогичные двигатели. Производит их бывший Valter, а ныне – GE Aviation Czech, s.r.o., пражское подразделение General Electric. Модели H75 / M601E-11 несколько мощнее, чем PT6A-21, однако их вес и удельный расход топлива аналогичны показателям канадских моторов. В марте 2012 года Evektor выбрал для EV-55 пилотажно-навигационный комплекс – Esterline CMC SmartDeck (Канада). В общем, из крупных агрегатов отечественными являются только воздушные винты (производство Avia Propellers, Прага).

Текущий (третий) этап программы разработки EV-55 Outback имеет целью постройку военной версии самолета. В Праге все еще надеются на успешное завершение разработки EV-55 Outback, поэтому был найден вариант финансирования, устраивающий всех (кроме, возможно, чешских налогоплательщиков).Объем финансирования программы создания самолета EV-55 оценивается в 1,725 млрд. чешских крон (~$91 млн.). Из них государственные дотации составили почти половину – 814,4 млн. крон (чуть более $43 млн.). Сумма достаточно большая, а Evektor не купается в деньгах. Между тем, если чешские власти сочтут, что программа не выполнена, то дотационные деньги придется возвращать.

Обращает на себя внимание реструктуризация компании Evektor, о которой было объявлено в феврале 2012 года. Существовавшая более двадцати лет фирма превратилась в группу из двух подразделений. Авиационные программы будет вести Evektor-Aerotechnik a.s. Вторая составная часть группы – Evektor spol. s.r.o. – будет заниматься техническим консалтингом и инженерными работами по сторонним заказам (ее конструкторский центр – один из самых мощных в Чехии, и имеет много серьезных клиентов). Поневоле напрашивается мысль о том, что успешная часть бизнеса выведена из-под удара, каковым может стать требование возврата государственных дотаций, выделенных на создание EV-55 Outback.

Между тем, до выполнения программы еще далеко. По состоянию на июль 2012 года самолет EV-55 выполнил 85 полетов общей продолжительностью 60 часов. Проведены прочностные испытания крыла, закончена сборка фюзеляжа для повторно-статических испытаний. О дальнейшем продвижении программы на сайте Evektor не сообщается.

Теперь о подготовке производства. Компания Evektor не имеет для EV-55 полноценной производственной базы. Оснастка для сборки находится в арендованном ангаре, изготовление агрегатов ведется «на коленке». Летом началась сборка еще одного самолета (на нем будет установлен новый пилотажно-навигационный комплекс), однако когда его планируется выкатить, руководство компании Evektor не сообщало. Ничего не известно и о ходе летных испытаний в последние полгода.

Существует еще один «подводный камень». По данным разработчика, EV-55 впервые поднялся в воздух 24 июня 2011 года. Однако есть видеозаписи, на которых зафиксирован взлет 14.06.2011, то есть на десять дней раньше. Попытка закончилась неудачей – передняя стойка на разбеге сложилась, и самолет «уронил нос» на ВПП.

Конечно, первый полет есть первый полет, и бывает всякое. Однако практически у всех зарубежных самолетов, которые «сватают» для работы на российских местных воздушных линиях, слабым местом является именно шасси. Построенные по старым советским ГОСТам и порядком разбитые за многие годы без ремонта взлетно-посадочные полосы в российской глубинке, мягко говоря, гладкостью не блещут.

Теперь о ценах. Производство EV-55 Outback планируется под проект местных авиаперевозок в Поволжье, который озвучил на встрече с Дмитрием Медведевым уже упомянутый Михаил Бабич. По словам полпреда, в округе можно организовать 56 маршрутов, для обслуживания которых нужно 18 самолетов вместимостью до 14 пассажиров.

Про вместимость EV-55 мы уже говорили. Кроме того, расчеты Бабича основаны на цене самолетов, не превышающей 70 млн. рублей (~$2,2 млн.). Двигатели PT6 обойдутся примерно в $450 тыс. каждый. Порядка трехсот тысяч долларов нужно будет выложить за пилотажно-навигационный комплекс. Только эти два компонента дают ~$1,2 млн. Для сравнения: однодвигательный Pilatus PC-12 (Швейцария) стоит $4,5 млн. Стоимость выпускаемого в Чехии L-410 составляет, в зависимости от комплектации, $6-8 млн. На этом фоне объявленная компанией Evector цена выглядит не слишком реальной.

На сайте российско-чешского СП «Вектор Эн Джи Рус», которое было основано в июне 2012 года специально для реализации проекта EV-55, есть также информация о предварительном соглашении с компанией «КатэкАвиа». Оно предусматривает поставку двенадцати самолетов EV-55 в 2014-16 гг., а также опцион на приобретение до сорока воздушных судов этого типа в период до 2020 года.

Если предположить, что оба этих соглашения будут реализованы в полном объеме (с опциями), то за предстоящие семь лет Evektor должен поставить более семидесяти самолетов. С учетом состояния программы такой темп нарастания производства вряд ли возможен.

Подведем итоги. Реальная вместимость EV-55 Outback (максимум 8 пассажиров) ставит возможность безубыточной эксплуатации под сомнение. Полет с большим количеством пассажиров «незаконен». Самолет явно не успеет получить сертификат EASA в плановые сроки. То же самое можно сказать о производстве. Прочность шасси EV-55 может вызвать проблемы при базировании на российских региональных аэродромах и площадках. Заявленная цена выглядит не слишком реальной. Финансовое состояние разработчика самолета EV-55 может резко ухудшиться в случае необходимости возврата государственных дотаций.

Однако подобные мелочи российских чиновников не останавливают. По заявлению Зиннурова, уже к концу 2013 года в Ульяновске на территории Портовой особой экономической зоны должны быть готовы стройплощадка нового завода и инженерная инфраструктура (коммуникации, автодороги, рулежная дорожка к ВПП аэропорта «Восточный». Во второй половине 2014 года новый завод должен начать сборку самолетов EV-55 Outback из комплектов, поставляемых чехами. «Сначала это будет только отвёрточная сборка, – говорит Вильдан Зиннуров, – но к 2017 году мы планируем до 70 процентов всех компонентов делать в России». На начальном этапе на заводе будет работать около 400 человек. Общая стоимость проекта оценивается региональными властями в $50-60 млн.

Интерес компании Evektor понятен. Она имеет шанс на российские деньги довести до конца разработку, испытания и сертификацию самолета EV-55 Outback. Тем самым будет фактически устранена угроза возврата правительству Чехии дотаций, полученных на эту программу. Но в чем интерес российских чиновников? Неужели только в «освоении» нескольких десятков миллионов долларов?..

Захаров Алексей, руководитель проекта ФИНАМ.АЭРО