13 марта исполнится 100 лет со дня рождения известного поэта, прозаика, драматурга, баснописца и общественного деятеля Сергея Михалкова. А на этой неделе в Ульяновске побывала Юлия Субботина, дочь известного российского специалиста в области ядерной энергетики и теплофизики, доктора технических наук, академика РАН Валерия Субботина. Именно Юлия Валерьевна через девять лет после смерти первой жены Михалкова Натальи Кончаловской стала его верной спутницей жизни до конца дней Сергея Владимировича. 73online.ru довелось побеседовать с Юлией Валерьевной.

Сам Михалков так писал о своих чувствах к Субботиной и браке с ней: «Мало кто из писателей женится в 83 года на молодой 35-летней женщине. Обычно это носит такой характер: молодая женщина решила выйти замуж за академика, потому что он скоро помрет и ей останется громаднейшее наследство. Но в нашей истории деньги не играли абсолютно никакой роли. Познакомились мы с Юлей случайно — в летнем кафе. Уступил ей за столиком место. Мы разговорились. Она на меня произвела впечатление. Потом я ей позвонил. Мы стали встречаться сначала по-дружески. Она очень организованный, внимательный человек. Юля — физик, как и ее отец. Окончила МИФИ, была аспиранткой, готовила кандидатскую диссертацию. Но защищаться не стала, потому что вышла за меня замуж и стала мне помогать...»

- А как вы вспоминаете эту историю своего знакомства с Сергеем Владимировичем? — поинтересовался 73online.ru у Юлии Валерьевны.

- Ухаживал он как самый обычный пожилой интеллигентный и элегантный джентльмен без налета звездности и пафоса. Да и не ухаживал особо. Просто сказал: «Давай зарегистрируемся и создадим с тобой семью. Чего просто так встречаться!» Объяснил, что ему не нравится, когда у людей нездоровый интерес: а с кем это Михалков пришел обедать в ресторан? Беспокоился, конечно, что мои родители будут против. Но потом я познакомила его с папой и мамой, и все было нормально. Я, правда, очень долго называла Сергея Владимировича по имени-отчеству и на «вы». Почти год, и очень трудно преодолевала пафос дистанции...

- Он когда-нибудь загадывал дожить до ста лет? Как вообще относился к возрасту?

- Планов долгожительства не строил. А к возрасту относился с юмором. Ему был присущ такой юмор с серьезным выражением лица. Он говорил: «Я уже столько живу и стольких пережил, что пришла пора лишь иронизировать над прожитым».

- Вы же застали его работу над гимном России. Его написание по процессу работы чем-то отличалось от создания иных произведений вашего мужа?

- Не припоминаю ничего особенного. Сергей Владимирович вообще редко кого-то посвящал в секреты того, как рождается художественное произведение. Пожалуй что, разве в дни написания гимна он был особенно серьезен и сосредоточен. В остальное время, хотя, возможно, в это и трудно поверить, автор государственных гимнов был нежнейшим человеком. Наивным как ребенок. И вместе с тем — абсолютным аристократом в поведении, мыслях и поступках. Окружающие сразу же попадали под магию обаяния, остроумия и душевной щедрости Сергея Владимировича.

- Но, говорят, в общении с детьми, в том числе и со своими, он был суров и скуп на ласки...

- Кто говорит? Это все по большей части семейные байки, ничего общего не имеющие с правдой жизни. Он создал своим детям абсолютно счастливое детство и всегда в трудные моменты был рядом с ними. Даже когда Андрей и Никита стали уже взрослыми и состоявшимися людьми.

- Сергей Владимирович что-нибудь писал в последнее время? Это будет опубликовано?

- Поэт всегда поэт. Он не может не писать. Он до последнего писал стихи, басни. Работал над воспоминаниями. Все это будет опубликовано, и, возможно, кто-то откроет в этом для себя немного другого Михалкова.

- Вы помните его последние слова?

- Он сказал: «Ну, хватит мне... До свидания...»

Кстати, по словам Юлии Валерьевны, слоган нашего региона «Ульяновск — родина талантов» она впервые услышала еще до приезда в наш город. Примерно такую фразу произнес Сергей Михалков, вспоминая о своей поездке в наш город в 70-х годах ХХ века. И имел в виду Сергей Владимирович, скорее всего, Гончарова, Минаева и Языкова, нежели Ленина...

Николай Владимиров

фото Алексея Жданова