С 1 января 2013 года вступил в силу запрет на продажу пива в киосках и палатках. Ранее ограничение распространялось только на крепкий алкоголь, теперь же спиртное можно будет купить только в стационарных магазинах общей площадью 50 кв. метров и более. Директор департамента развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов считает, что этот запрет имеет отрицательную окраску для предпринимателей, так как 50-60% объема продукции у них занимают ныне запрещенные товары. Однако уполномоченный по правам предпринимателей в Ульяновской области Анатолий Сага полагает, что нельзя однозначно сказать о новом законе хорошо или плохо.

С 1 января вступили в действие статьи закона о регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Возможности продавать пиво лишились нестационарные помещения с торговой площадью менее 50 кв. метров. Ранее ограничение распространялось лишь на крепкий алкоголь, а теперь торговля спиртным разрешена только в магазинах, которые признаны стационарными с 9.00 до 23.00.

По словам Руслана Гайнетдинова, для предпринимателей это ограничение несет негативную окраску, так как 50-60% объема малой торговли в киосках и маленьких магазинах заключается в пиве и сигаретах. Кроме этого, нововведение может стать причиной закрытия многих киосков, как случилось на остановках в 2012 году. «Губернатор дал нам поручение до 1 февраля провести мониторинг негативного влияния вступления в силу законодательства и формулирования мер поддержки, которые мы можем оказать. Нужны не поверхностные меры, а более глубокие. Например, один из выходов для предпринимателей – перепрофилирование. Это не панацея, но для некоторых это было бы достаточно неплохо, тем более, что у нас уже есть такой опыт. Наша задача - оказать предпринимателям посильную помощь», - рассказал г-н Гайнетдинов.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Ульяновской области Анатолий Сага считает, что «новый закон суров, но это закон». По мнению г-на Саги, нельзя любое явление писать только черной или белой краской, и у закона есть как положительные, так и отрицательные стороны: «С одной стороны, я считаю этот закон несправедливым и сырым. Надо начать с того, что 218-й федеральный закон не дает легальных определений юридических понятий, которыми оперирует: стационарный торговый объект, пункт остановки общественного транспорта и т.д. С другой стороны, этот закон вышел давно, и предприниматели были заранее поставлены в известность, что 1 января 2012 он начнет реализовываться. Но я считаю, что он ограничит продажи алкоголя несовершеннолетним, на улицах обстановка будет спокойнее. В то же время прогнозируется большое сокращение рабочих мест, это не только продавцы в киосках, это экспедиторы, менеджеры, водители оптовых компаний, весь тот персонал, который взаимодействовал с малым бизнесом. Так что надо ждать закрытия киосков, а вместе с тем и такие негативные последствия, как рост безработицы. Но я думаю, что сейчас главное - оказать помощь предпринимателям, переквалифицировать их, найти другие виды деятельности», - прокомментировал ситуацию Анатолий Сага.

Советник губернатора Ульяновской области Татьяна Скопцова считает, что закон читается неправильно: «В законе написано, что для продажи пива нужна только стационарность объекта, но никой метраж не указан. А стационарность - это фундамент и присоединенность к инженерным сетям. С точки зрения буквы закона многие киоски стационарны. Пока я вижу, что идет дезинформация населения. В статье 16 пункт 6 171 закона написано, что для розничной продажи алкогольной продукции, кроме пива, необходимо 50 метров». Кроме этого, г-жа Скопцова считает, что административным путем ничего хорошего добиться нельзя: «С точки зрения бизнеса я считаю закон несколько однобоким. Если уж решили запрещать продажу пива и сигарет, то пусть запрещают везде. Потоки прибыли однозначно перетекут в крупные супермаркеты. Есть другие варианты предотвращения алкоголизации общества. Например, ввести продажу подакцизного товара только по предъявлению документов. Кроме того, после этого запрета станет больше нелегального алкоголя. Люди если захотят выпить, то все равно найдут, где это сделать. Перепрофилировать киоски в печатные я считаю бессмысленным. Вы замечали, что во многих печатных киосках продают сигареты, чипсы, салфетки и игрушки? Да потому что печать не кормит. Вариантов перепрофилировать киоски так, чтобы они дали возможность прожить не только предпринимателям, но и работникам, я не вижу. Я считаю, что есть 3 варианта выхода из ситуации для предпринимателей: избавляться от этого бизнеса, расширяться или перепрофилироваться – продавать вместо сигарет и пива выпечку, кондитерские изделия и т.д».

Сколько предпринимателей разорится, закроет свой бизнес, насколько повысится безработица – пока на этот вопрос журналисту 73online.ru не смог ответить ни один из опрашиваемых нами экспертов. Между тем в Ульяновске правоохранительные органы начали проверять соблюдение новых статей закона. С завтрашнего дня, 10 января, проверки начнутся в Заволжском районе. Если сотрудники полиции обнаружат продажу пива в нестационарных торговых точках – товар будет изъят. Кроме этого, в отношении нарушителей будет возбуждено дело об административном правонарушении. За нарушение правил продажи алкоголя предусмотрен штраф до 50 тыс. руб.

Оксана Беда