В первые дни нового года НИИАР второй раз за последние четыре месяца оказался в центре криминальной истории. Только в сентябре 2012 года областная прокуратура направила в суд уголовное дело по факту хищения более 15 миллионов рублей, выделенных НИИ на обеспечение деятельности полигона захоронения радиоактивных отходов. И вот в первой декаде января с подачи ФСБ региона прокуроры области шлют в суд еще одно представление о хищениях в институте атомных ректоров. Сумма на сей раз, правда, поменьше — как стало известно 73online.ru, около 2,5 миллиона рублей. Но сам факт налицо.

Четыре месяца назад Прокуратура Ульяновской области выдвинула обвинения в адрес главного инженера комплекса по обращению с радиоактивными отходами НИИАРа Вячеслава Миронова. Он заключил сразу несколько фиктивных договоров по оказанию возмездных услуг (речь шла о захоронении жидких радиоактивных отходов и супервайзинге) с Сергеем Лазаревым, финансовым директором бузулукского ООО «Рубикон», занимающимся... куплей-продажей сельскохозяйственной продукции. Позже в этом деле появился третий фигурант — заместитель директора самарского ООО «ГеоТехСервис» (г. Самара) Николай Дубов, подделав подписи ответственных должностных лиц ООО «Рубикон», передал фиктивные отчеты, акты принятых работ и счета-фактуры Миронову. В результате троица «нагрела» НИИ на более чем 15 миллионов рублей. 73online.ru тогда уже рассказывал, что прокуроры обвинили Миронова в мошенничестве с использованием служебного положения в особо крупном размере. А Лазарева и Дубова — в пособничестве в хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершённом с использованием служебного положения в особо крупном размере. Каждому из них грозило до 10 лет лишения свободы. Впрочем, Фемида оказалась к ним благосклонна: Миронов отделался четырьмя годами лишения свободы, Лазарев и Дубов осуждены за пособничество к 2,5 и 3 годам условно.

Фигурантом новогоднего уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере стал теперь уже бывший заместитель начальника отдела материально-технического снабжения НИИАРа Кирилл Стариков. Еще пять лет назад, в феврале 2008-го, он занимался распределением выделенных из бюджета предприятия финансовых средств на приобретение спецоборудования, обеспечивающего функционирование турбогенераторов, и выполнение комплекса работ, связанных с поставками.

- Вместо этого Стариков на выделенные деньги организовал изготовление фиктивных печатей московских обществ с ограниченной ответственностью «Сэнтокс» и «Статус», а также документов, закрепляющих гражданско-правовые отношения последних с воронежским ООО «Контракт», — рассказал 73online.ru старший помощник прокурора региона Василий Зима. — Представляясь сотрудником то «Сэнтокса», то «Статуса», ушлый зам по МТС приобретал устройства возбуждения генератора и трансформаторы по цене, не превышающей полмиллиона рублей. Затем перепродавал их в Воронеж по завышенной в 4-5 раз стоимости.

За все это время Кирилл Стариков «нагрел» родное предприятие более чем на 2,4 миллиона рублей. Конечно, по сравнению с размахом его «предшественника» Миронова, уже отбывающего, по словам Зимы, наказание в колонии, турбогенераторная афера Старикова — «семечки». Несмотря на это, ульяновская областная прокуратура, завершившая расследование уголовного дела и направившая его в Димитровградский городской суд для рассмотрения по существу, требует для афериста все ту же «максимальную десятку».

- Мне, как и многим, непонятно, почему печальный опыт никого и ничему не учит, — сетует Василий Иванович. — Руководству НИИАРа следовало бы задать много вопросов службе собственной безопасности. Ведь это их функция: вычислять и предотвращать подобные факты. Но почему-то обе аферы были вскрыты региональным управлением ФСБ, предприятие-то режимное...

Иван Собакин