
Вчера Москва едва не лишилась статуса столицы России, сообщила "Независимая газета". В качестве альтернативы премьер Дмитрий Медведев назвал Ульяновск. Мотивы – международные рейтинги удобства для ведения бизнеса, составляемые по крупным городам и мировым столицам. Белокаменная по большинству критериев проигрывает конкурентам. А вместе с ней проигрывает и вся страна. Ульяновск же, напротив, числится в лидерах. И если бы столицей России был этот город, то, может быть, отпала бы необходимость правительству принимать дорожные карты по улучшению делового климата.
Правительство обсуждало улучшение инвестиционного климата, снятие излишних ограничений, административных барьеров для бизнеса. «К настоящему времени дорожные карты утверждены по пяти направлениям. Речь идет о получении разрешений на строительство, на таможенное администрирование, на поддержку экспорта, регистрацию собственности, повышение доступности энергоинфраструктуры – это те направления, которые всегда предприниматели называют наиболее проблемными. К 2018 году число регулируемых процедур, этапов, согласований, различного рода формальностей, которыми государство обычно занимается, должно уменьшиться в разы», – заявил Медведев.
Докладчик по основному вопросу – глава Минэкономразвития Андрей Белоусов – дополнил выводы премьера своими оценками. По его словам, дорожные карты Агентства стратегических инициатив (АСИ) выбраны по тем направлениям, где Россия по качеству регулирования, опросам и рейтингам больше всего отстает от сопоставимых стран.
Впрочем, министр незамедлительно вскрыл резервы улучшения рейтинга. Предлагаемые меры оказались в прямом смысле слова нестандартными. Оказывается, существует огромный разрыв между регионами по срокам и стоимости получения разрешений на строительство. По данным Всемирного банка, в Сургуте количество процедур для получения разрешения на строительство –17, в Москве же требуется пройти уже 42 такие процедуры. Срок выдачи в Сургуте соответствующих разрешений – 150 дней, в Москве – 344 дня. «Если бы у нас сегодня столицей была не Москва, а Сургут, то позиция в рейтинге по данному показателю у нас была бы не 178-я, а 111-я», – подчеркнул Белоусов.
«То есть проще столицу перенести, чем изменить показатели?» – не удержался Медведев. «Это только по одной позиции. Лучше всего в Ульяновск перенести, потому что он оказался абсолютным победителем в рейтинге. Мы бы тогда переместились сразу, за счет этого акта, примерно на 70-е место», – уточнил министр. «Ну, это нормально. Столица была в Ленинграде – Ульяновск тоже хорошее название», – заключил премьер. И ошибся – Ленинград столицей никогда не был. Петроград был столицей до 1918 года, когда советское правительство не перебралось в Москву. Город же на Неве переименовали в Ленинград лишь в конце января 1924 года, после смерти Владимира Ульянова (Ленина).
Уличать премьера в незнании истории министры не стали. Вместо этого они сосредоточились на поиске путей улучшения рейтинговых показателей России. Выяснилось следующее – исключительно ради позиций в рейтингах всю страну переделывать смысла нет. Министр по взаимодействию с открытым правительством Михаил Абызов констатировал, что коль скоро западные эксперты берут за основу ситуацию в Москве и Петербурге, по логике, там и следует сконцентрировать усилия, но министр, конечно же, считает, что решать проблемы надо в масштабах страны.
Со своей стороны глава Минфина Антон Силуанов, на примере Федеральной налоговой службы, резко улучшившей показатели в мировых квалификациях, объяснил, как это следует делать – предметно работать с представителями международных рейтинговых агентств, которые бывают просто не информированы об истинном положении дел в России. Насчет ФНС иностранцев посвятили, и результат налицо. Ведомство за два года на сорок пунктов улучшило свою позицию в рейтинге Doing Business.
Мнение на этот счет бизнеса, ради которого все дорожные карты принимаются и реализуются, часто не совпадает с оценками министров. Коммерческий директор компании Naumen Игорь Кириченко назвал меры по улучшению инвестклимата своевременными. Но залог успеха большинства из этих мер он видит в сокращении числа согласователей, упрощении процедур и снижении числа документов. «Необходимо также снизить количество личных контактов с чиновниками», – подчеркнул предприниматель.
Кроме того, бизнесмены отмечают обострение транспортных проблем в стране, в связи с чем необходима специальная «дорожная карта» по улучшению инфраструктуры, в частности ее логистической и транспортной составляющих.
фото с официального сайта правительства РФ