Громким скандалом может закончиться принятое ульяновским департаментом государственного имущества и земельных отношений решение об объединении ОАО «ПАТП-1» и ОАО «Автопассервис». В минувший вторник частные перевозчики, осуществляющие междугородние перевозки, провели собрание, на котором приняли решение бороться против объединения этих двух предприятий, поскольку уверены, что это приведет к монополизации рынка перевозок, что в конечном итоге больно ударит как по их бизнесу, так и по кошелькам пассажиров. В том случае, если исполнительная власть к ним не прислушается, частные перевозчики готовы к решительным мерам, вплоть до перекрытия своим транспортом городских дорог и мостов. За всем происходящим наблюдала корреспондент 73onlne.ru Александра Скворцова.

Вопрос объединения двух автотранспортных предприятий региональные власти ставят не в первый раз за этот год. В августе месяце на аппаратке губернатор Морозов заявлял, что такая реорганизация позволит объединенному предприятию заниматься перевозками пассажиров, как по городским, так и по пригородным и междугородным маршрутам. По мнению чиновников, передача автовокзала позволит увеличить доходы нового предприятия как раз за счет прибыльных междугородних рейсов. Тогда генеральный директор «Автопассервиса» - зять вице-губернатора Александра Пинкова - Александр Попов заявлял, что предприятие приносит прибыль и объединять его с убыточным ПАТП просто нецелесообразно. Но, видимо, вопрос убыточного ПАТП-1, в которое ежегодно «вкачиваются» десятки миллионов бюджетных денег, для региональных властей стал «делом чести». Из-за всей этой пертурбации власти как-то незаслуженно забыли частных перевозчиков, работающих сегодня с «Автопассервисом». Их без малого порядка ста человек, все исправно платят налоги, предоставляют порядка трехсот рабочих мест.

ПУСТОЕ ВЕДРО НЕ НАПОЛНИТЬ ОДНИМ СТАКАНОМ

Частные перевозчики собрались на территории автовокзала. Организатором собрания был частный перевозчик, проработавший много лет на этом рынке, - Сергей Андрюшин.

- Сергей, расскажите, почему вы и ваши коллеги так жестко выступаете против объединения этих двух предприятий. Ведь, насколько я понимаю, частные перевозчики - это третья сторона?

- Вы правы, мы третья сторона. Но мы много лет проработали с ОАО «Автопассервис». И, в принципе, нас все устраивало. Были, конечно, небольшие недопонимания, но мы слышали друг друга и находили общий язык. Формальная причина объединения - это долги «ПАТП-1», но даже далекому от экономики человеку понятно, что объединением предприятие из долгов не вытащишь. Это все равно, что пустое ведро наполнить стаканом воды.

- Насколько я поняла, решение об объединении принято исполнительной властью?

- Да. Департаментом государственного имущества и земельных отношений была разработана так называемая дорожная карта, которую утвердил губернатор. В ней сказано, что принято решение об объединении ОАО «ПАТП-1» и ОАО «Автопассервис».

- К чему, по вашему мнению, приведет такое объединение?

- Прежде всего, к полной монополизации рынка пассажирских перевозок в Ульяновской области по внутриобластным и междугородним маршрутам. Это приведет к тому, что нас, частников, просто вытеснят с этого рынка, а это в свою очередь повлечет рост цен на билеты и сокращение рейсов. Люди будут просто лишены права на выбор, на каком транспорте им ехать: на «Газели» или на большом автобусе. К тому же пассажирам придется по нескольку часов ожидать своего маршрута, пока автобус полностью не будет укомплектован. С такими проблемами уже столкнулись пассажиры в Самаре.

Пока мы разговаривали с Сергеем, народ, несмотря на мороз, все подходил и подходил. Страсти уже кипели вовсю, когда охранник автовокзала попросил всех удалиться под предлогом того, что «автовокзал - режимный объект». Народ послушно вышел за его пределы, но никто не разошелся.

«Давайте будем говорить правду, - обратился к коллегам один из перевозчиков. - Власти просто сейчас выгодно нас убрать, Михаил Рожков (директор ПАТП-1) хочет стать монополистом и всю прибыль забирать по предприятию, которым руководит. А чиновники ему в этом помогают. Нам никто из власти за это время не помог, все только и делают, что что-то требуют, требуют. А мы ведь платим налоги в бюджет, платим зарплату своим работникам. Нас хотят лишить последнего куска хлеба».

Атмосфера среди участников собрания автоперевозчиков накалялась все сильнее. Ее итогом стал сбор подписей против объединения, которые перешлют во всевозможные инстанции.

В своем комментарии корреспонденту 73online.ru Сергей Андрюшин отметил, что «если власть к ним не прислушается, то перевозчики готовы к решительным мерам, вплоть до перекрытия своими машинами основных дорожных магистралей и мостов».

МИНИСТР СПОКОЕН

Корреспондент 73online.ru уже после собрания попробовала более тщательно разобраться в этом вопросе. Сергей Бурлов, с которым удалось поговорить, производит впечатление человека предельно спокойного.

- Сергей, вы верите в победу?

- Знаете, я вчера смотрел бокс, там все решается в последнюю минуту. Так и у нас в России все решается в последнюю минуту. И до последнего не знаешь, кто победит, а кто проиграет. Но бороться, конечно, надо обязательно. Власть так много говорит о поддержке малого бизнеса, а когда дело доходит собственно до этой самой поддержки, власть не слышно и не видно. Мы уже даже помощи не просим, хотя бы просто не мешали работать. Так нет ведь, последнее надо отобрать. Вы знаете, кто такой Михаил Рожков, который возглавляет «ПАТП-1»?

- Нет

- Советую, узнайте о нем чуть поподробнее.

Следуя совету, я попыталась навести справки о будущем генеральном директоре объединенного предприятия - Михаиле Рожкове. Вот что удалось узнать. Как выяснилось, личность Михаила Рожкова очень известна в Димитровграде. Бизнесмен. Член «ЕР», депутат. Кстати, когда Рожков стал депутатом, то весь свой бизнес (а он один из крупнейших перевозчиков Димитровграда) переписал на близких родственников - жену и тещу.

На протяжении четырех лет был генеральным директором ульяновского предприятия ОАО «Автопассервис». Случайно или нет, но именно в этот период димитровградский автовокзал был отдан в субаренду на 49 лет ИП Рожковой, супруге Михаила Рожкова. Официально руководят автовокзалом друг и партнер по бизнесу в местном ПАТП г-на Рожкова Олег Денисов и его отчим Владимир Клюшенков. Не забыл Михаил Рожков и свою тещу. ИП Манюкова явно не без помощи Рожкова сегодня является одним из крупных перевозчиков в Димитровграде.

Стоит предположить, что после объединения двух автотранспортных предприятий - ОАО «ПАТП-1» и «Автопассервиса» - Рожков, который в настоящее время является директором «ПАТП-1», «подомнет» под себя практически весь рынок междугородних перевозок.

Корреспонденту 73online.ru удалось дозвониться до регионального министра транспорта Андрея Тюрина. Министр был на удивление спокоен: «Да, я знаю о предстоящем объединении. Это сделано в целях сбалансирования работы двух предприятий. У «ПАТП-1» большое количество долгов, и из бюджета вкладывать туда деньги нецелесообразно, долги покроются благодаря объединению. Никто частных перевозчиков с рынка вытеснять не собирается, они излишне переживают по этому поводу. Уже завтра мы всех пригласим в администрацию, переговорим со всеми заинтересованными лицами. Уверен, что мы решим все проблемы. У нас все под контролем».

Директор некоммерческого партнерства «Ульяновский городской социально-деловой центр» Виктор Сидоренко говорит, что вопрос об объединении этих двух предприятий ставился в начале года, но потом было официальное заявление от мэрии о создании внутри ОАО «Автопассервис» отдельно взятого муниципального предприятия. «До недавнего времени «Автопассервис» был крупным предприятием с непонятными границами деятельности, предприятие обслуживало и город, и область, - говорит Сидоренко. – Сейчас, видимо, решили разделить эту сферу работы. Опасность, о которой говорят частные перевозчики, действительно существуют. Вполне возможна замена ГАЗелек и Фиатов, которые сегодня работают на междугородних маршрутах, на автобусы большей вместимости. Напомню, их закупили за счет областного бюджета для ПАТП-1. Как следствие – увеличение временного интервала между маршрутами, что вызовет недовольство пассажиров. Не исключаю, что одним из возможных сценариев развития объединения этих предприятий станет его дальнейшая приватизация, продажа в частные руки».

Справка 73online.ru:

ОАО ПАТП-1

Имеет 170 единиц автобусов, обслуживает 14 городских, 28 внутриобластных, 9 заказных и 14 сезонных садоводческих маршрутов.

В 2011 году из бюджетов всех уровней на приобретение автотранспортных средств было выделено 86 млн. 982 тыс. рублей.

Общая выручка предприятия за 2011 год – 125 млн. 816 тыс. рублей.

Выручка от перевозок пассажиров составила 111 млн. 349 тыс. рублей.

Выручка от других видов деятельности – 14 млн. 466 тыс. рублей.

Общий убыток на конец 2011 года – 15 млн. 632 тыс. рублей.

ОАО «Автопассервис»

Количество перевозимых пассажиров в год во внутриобластном сообщении – 2 млн. 499 850.

Количество перевозимых пассажиров в год на межсубъектных маршрутах – 1 млн. 346 000.

Общий оборот денежных средств – 77 млн. рублей.

Общая прибыль по итогам 2011 года – 3,2 млн. рублей.

Александра Скворцова