
Чуть меньше месяца назад 73online.ru уже поднимал тему объектов и памятников культурного наследия в Ульяновской области. Тогда эта проблема даже всерьез обсуждалась на заседании региональной Общественной палаты. Неделю назад тема получила продолжение уже на судебном уровне. Арбитражный суд Ульяновской области вынес решение по рассмотрению иска о магазине в поселке Новая Майна Мелекесского района. Этот сельский «супермаркет» является частью объекта культурного наследия «Усадьба купца Лепешкина», что очень тревожит хозяйку магазина г-жу Калмыкову. Не хочет она торговать на территории памятника. И дело тут вовсе не в морально-этических принципах истицы. История об изгнании Христом торговцев из храма вряд ли приходит ей на ум. Все гораздо прагматичнее, как выяснил 73online.ru...
Случай в Новой Майне не единичный. С 2008 года жители нашего года, которые, как вдруг выяснилось, живут или работают в зданиях, являющихся памятниками истории и объектами культурного наследия, оказались в непростой ситуации. Связана она с созданием четыре года назад комитета Ульяновской области по культурному наследию. По словам его руководителя Шарпудина Хаутиева, до 2008-го этими вопросами в стране занимались отделы и департаменты по делам культуры и искусства, в которых работало по два человека. Затем их число было сокращено вдвое. В такой ситуации одиночка просто не в состоянии был уследить за всем, что творят собственники с объектами культурного наследия. За предшествующие 2008 годы на объекты культурного наследия в регионе было выдано всего 200 охранных обязательств. Комитет же взялся за дело всерьез. За прошедшие четыре года количество выданных «охранных грамот» выросло вчетверо и достигло 880-ти. Тут-то и началось...
Вряд ли особая ответственность собственников объектов культурного наследия — такое уж открытие Америки. В том числе и для самих собственников. Только вот бегут они от этой самой ответственности как от огня. Пока их никто не трогал, жильцов четырех квартир бывшего дома Кашкадамовых на улице Корюкина или обитателей многоквартирника на месте бывших казарм Симбирского гарнизона на Тухачевского мало заботило, что исторические объекты позапрошлого века нуждаются в особой заботе и внимании.
Комитет по культурному наследию взял эти объекты на контроль и заставил собственников соответствовать. Последние предпочли вовсе отказаться от статуса «объекта культурного наследия». Хотя никто ничего из ряда вон выходящего от них не требовал. Шарпудин Маулиевич утверждает, что в ряде случаев достаточно следить за сохранностью паркета, чистотой чугунных лестниц и не уничтожать лепнину. Никто не запрещает приватизировать квартиры в таких домах, устанавливать дополнительные перегородки и даже делать евроремонт. Если, конечно, все эти преобразования не затрагивают ту же историческую лепнину столетней и более давности. Несмотря на это, инициатива сотрудников комитета по культурному наследию поддержки и понимания у земляков не нашла. Сначала комитетчиков, пришедших с увещеваниями к собственникам, просто посылали по известному непечатному адресу. Хорошо хоть что с тех самых чугунных лестниц не спускали. Но, увидев их настойчивость, собственники пошли по иному пути, инициируя судебные процессы по исключению своих объектов из списка памятников и отзыве охранных обязательств. Стоицизму Хаутиева и его подчиненных остается только дивиться. Пока суды идут им навстречу, ни один ульяновский исторический объект из реестра памятников культурного наследия исключен не был. Тогда как в соседних регионах, рассказывает глава комитета, идя навстречу «пожеланиям трудящихся», из подобных реестров объекты исключаются десятками.
В отличие от собственников жилых домов, где ситуацию удалось переломить, владельцы расположенных в объектах культурного наследия магазинов, аптек, парикмахерских и даже складов стоят до последнего. Им есть, что терять, как новомайнской владелице магазина Калмыковой. Магазин должен иметь товарный вид. Поэтому в ход идет обшивка памятников культуры сайдингом, используется пресловутый ГВЛ, иногда даже делаются теплые полы. А это уже надругательство над объектом культурного наследия, который должен максимально сохранить свой внешний вид и внутреннюю отделку.
Стоит отметить, что тот самый магазин, как предпочитает его называть г-жа Калмыкова, входит в состав выявленного объекта культурного наследия «Усадьба купца Лепешкина», конца XIX в., и в свое время был ничем иным как зданием лавки. Кроме нее, в усадьбу известного в России купца входили дом, здание кухни, склад и прекрасный сад, который, увы, сохранить не удалось.
Совсем недавно пришлось решать подобную проблему с собственником объекта (второй этаж над аптекой) рядом с рынком на Дамбе. Технический университет понаставил перегородок и практически уничтожил красоту лепнины. Впрочем, в областном центре напряжение, утверждает г-н Хаутиев, практически удалось снять.
Хуже обстоят дела в районах области. В том же Мелекесском, например. Тут глава комитета видит две основные проблемы. Первая связана с двойной нумерацией угловых домов. Стоит юридически зарегистрировать такой объект культурного наследия по второму адресу и делай с ним, что хошь. Ведь де факто у него исторический адрес. А де юре - он уже не является вышеупомянутым объектом.
Вторую причину ярче всего характеризует история с книжным магазином в Димитровграде, расположенном в бывшем жилом доме XIX века и являющимся памятником архитектуры. Владелец обшил здание сайдингом и инициировал судебный процесс по отзыву охранного обязательства.
Впрочем, иногда хозяева идут и на не совсем безобидные ухищрения, чтобы только не нести ответственности по содержанию объекта культурного наследия. Среди главных причин недавнего пожара на улице Мира в Ульяновске в бывшем доме купца Ермакова остается умышленный поджог. Многие рассматривают ее в качестве основной. И связанной именно с тем, что это объект культурного наследия. Мороки действительно меньше. На месте исторических головешек возводится новое строение и не болит голова по поводу заморочек с охранным обязательством. Г-н Хаутиев считает, что поджигатели просчитались. По его словам, комитет будет требовать, если надо, через суд, чтобы новое здание возвели в его историческом первозданном виде по сохранившимся проектам и чертежам. И вновь возведенное оно останется объектом культурного наследия...
Иной раз упертость называют не лучшим человеческим качеством. Говорят о более достойном применении упорства. Но не в данном случае. Только так в нашем регионе можно сохранить остатки былой исторической роскоши. И как говорил наш самый известный из земляков: «Так победим!»
Иван Собакин