Недавняя попытка 10-летней симбирянки Полины уйти из жизни стала самым резонансным событием в Ульяновской области на прошлой неделе. В предсмертной записке юная, но уже сполна настрадавшаяся жительница Нижней Террасы объяснила свой поступок нежеланием быть обузой для своих родителей. Девочку спасли от смерти, но не от недуга (у Полины — ДЦП). А цена вопроса всего-то чуть меньше 200 тысяч рублей. Примерно в то время, когда медики бились за жизнь маленькой страдалицы, 73online.ru обратил внимание на небезынтересный документ. На первый взгляд смета расходов на проведение II Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» в Ульяновске к случившемуся с Полиной отношение имеет весьма косвенное. Но если вчитаться в цифры, под столбцами с которыми стоит подпись регионального культурного министра Татьяны Мурдасовой, и вдуматься, то связь становится вполне прозрачной...

«Пластовская осень» второй год подряд позиционируется властями региона как культурообразующее мероприятие придуманного ульяновскими чиновниками международного культурного конгресса-форума, ставшего сентябрьской традицией в нашей области. В этом ежегодном собрании художников со всей страны и даже мира на родине Аркадия Пластова в Прислонихе самого по себе ничего плохого нет. Тем более, в этом году присутствие на «Пластовской осени» известного далеко за пределами России монументалиста Зураба Церетели сделало ассамблею событием еще более знаковым и глобальным. Зураб Константинович открыл собственноручный памятник Столыпину, экспонировал в Ульяновске выставку своих работ. Получил миллион рублей как победитель конкурса художников в рамках «Пластовской осени». И все вроде бы счастливы... Но если мудрый и небедный Церетели свой призовой миллион вернул в пользу талантливых детей Ульяновской области (он пожертвовал деньги детсткой художественной школе искусств в Карсуне), то прочие расходы на «Пластовскую осень» не покроются уже никогда. А они оставляют немало вопросов.

Итак... Как явствует из документа, о котором шла речь выше, на «поддержку талантливых художников, критиков, музейщиков, издателей Европы, стран СНГ, России, Ульяновской области»; на подготовку и проведение «яркого, зрелищного мероприятия, достойного памяти великого русского художника»; на выставки, встречи и пленэры художников в Прислонихе потратили несколько миллионов рублей. Дальше постараюсь воздержаться от комментариев. Они излишни, ибо статистическая цифирь говорит сама за себя. Само проведение прислонихинского пленэра обошлось бюджету в 112330 рублей. Прокатали его участники 28000, прожили — 26720, а проели за шесть дней 26880 рублей. Еще около «тридцатки» ушло на закупку рам и подрамников, крепежа, масляных красок. На этом мероприятия «эконом-класса» заканчиваются, и начинается оперирование многомиллионными суммами. Открытие II Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» вышло дорогостоящим - почти 2 млн. рублей. Из них 1 млн 319 тыс. рублей потратили на доставку гостей из Европы и их передвижение по региону. На этом фоне покушали визитеры скромно — всего-то на 30 тыс рублей. Труд переводчиков стоил еще 60 тысяч. А услуги массовиков-затейников — почти 110 тыс. рублей.

Судя по последним двум цифрам, организаторы мероприятия скупиться не стали и умудрились найти самых дорогих в регионе переводчиков, сценаристов, режиссеров и артистов. Дальше еще интереснее: цветы, рушники, баннеры, сувениры и обязательные отчего-то плащи-дождевики — еще 237 тыс 463 рубля. Эта сумма больше необходимой Полине на лечение!!! Посчитаешь, и пятитысячные мобильные биотуалеты выглядят смешными «копейками»...


Еще почти два миллиона бюджетных денег со всеми переездами, кормлением, букетами и презентами ушли на проведение Международного выставочного проекта «Пластов-Сарьян» в рамках художественной ассамблеи. И 107 тысяч — на музыкальный вечер «А.А. Пластов и А.В. Жиркевич». Еще одно непонятное мероприятие — дизайн-акция студенческой молодежи «Приношение Пластову» вышло достаточно дорогостоящим: 21823 рубля. В рамках конференции «Творческое наследие Пластова и проблемы искусства XX-XXI века» потрачено 236 тыс рублей. Из них: сценаристу, режиссеру, ведущему-шоумену и артистам — 105 501 рубль, ужин — 39 400, мебель — 52 320, цветы — 3500.

Открытие II Международной ассамблеи художников «Пластовская осень»: оплата транспортных услуг — 95 тыс рублей, оплата проживания — 64 тысячи, оплата питания — 159 тысяч, обязательная реклама в СМИ — 1,2 миллиона, культмассовая работа — 36521, пригласительные билеты — 11721, бейджи — 14 400 рублей. Итого с прочими «мелкими» расходами — почти три миллиона. Еще одна расходная статья бюджета — церемония вручения Международной премии в области изобразительного искусства имени Пластова. Один только Московский хор рожечников «съел» 128 тыс. рублей. Местная сценарно-режиссерско-артистическая массовка — еще 109570 рублей. Прибавляем 170 тысяч на цветы и 117 тысяч на сувениры. На этом фоне круглый стол «Региональные проекты по культуре в современных экономических условиях» (73045 рублей) и фуршет, обошедшийся в 14550 рублей, кажутся более чем скромными.

Но и это еще не все. В самом конце документа выясняется, что не все буклеты и сувениры учтены при подсчете расходов на мероприятия «Пластовской осени». Отдельным пунктом значатся в этом культурном реестре раздаточный материал и прочие, как любит выражаться госпожа Мурдасова, «шарики-фонарики». Еще 76 тыс. рублей ушло на буклеты и 212 тысяч — на фирменный с логотипом мероприятия сумки-портфели, ручки, береты, зонты, блокноты, календари и прочее. Выпустили даже сувенирный Кодекс жителя Ульяновской области.

В нем, кстати, в частности, сказано: «Кодекс является сводом моральных правил, соблюдение которых позволит каждому жителю Ульяновской области совершенствовать себя и землю, на которой он живет». Как бы теперь объяснить эту странную МОРАЛЬ родителям Полины и ей самой. Им потраченных на «шарики-фонарики» девяти «лямов» хватило бы. И осталось бы еще на сорок четыре Полины. А еще облфилармония, гордо именуемая нынче Домом музыки, внешне выглядит весьма неприглядно. Да и изнутри нуждается в капремонте. Как и Дом Языковых, который глобально не ремонтировался с тех самых времен, когда там останавливался Пушкин. В общем, деньги есть на что потратить, при всем уважении к памяти Пластова... Хотя у Сергея Морозова и Татьяны Мурдасовой, чья родная сестра директорствует в Доме музыки, ежедневно испытывая угрозу, что ей на голову свалится потолок, может быть на сей счет свое, особое мнение.

P.S. Директор Карсунской ДШИ имени Пластова Владимир Фролов обескуражил 73online.ru:

- У вас неверная информация. Да, громко было заявлено, что свой миллион рублей Зураб Церетели жертвует нам. Но потом решение тихо поменяли. И деньги перенаправили в Ульяновскую областную школу искусств. У них и спросите. Мне немного обидно. Ведь именно мы долгие годы храним и приумножаем пластовские традиции среди наших юных учеников, и художественное направление является в нашей школе основным...

В поисках миллиона Зураба Церетели идем в областную школу искусств. Здесь подтверждают: в последний момент Зураб Константинович переадресовал «лимон» им. Но и здесь его до сих пор не получили: «Это же долгий и трудоемкий процесс... наверное...»

Ярослав Щедров

Видео: Simbiblis