Полку российских рейтингов прибыло. Очередной, посвященный социально-политической устойчивости регионов нашей страны, подготовлен известным в России фондом «Петербургская политика». Ульяновская область занимает в нем «почетное» место в тридцатке из восьми десятков всех позиций рейтинга. 73online.ru изучил, за какие заслуги наш регион удостоился такой «чести», и какие «косяки» помешали губернатору Морозову подняться выше.

Фондом «Петербургская политика», который считается, пожалуй, самым независимым и точным в своих экспертных оценках в России, руководит известный социолог и политолог Михаил Виноградов. По его словам, «решение об издании нового рейтинга регионов принято в связи с очевидной нехваткой интегральных оценок социально-политического климата в российских регионах». Виноградов считает, что «большинство выходящих рейтинговых исследований, как правило, ограничиваются оценкой потенциала действующих губернаторов или содержат исключительно экономические оценки, слабо сопряженные с социальными и политическими рисками». Тогда как в своем рейтинге социологи «Петербургской политики» учли, кроме всего прочего, отношения с федеральным центром, факторы, указывающие на ухудшение экономической конъюнктуры, и внутриэлитные и межрегиональные конфликты. Первый выпуск рейтинга, где критерии устойчивости различаются для отдельных регионов с учетом неодинаковости привычных стандартов, существующих в каждом из субъектов, подготовлен по итогам сентября-октября. Места в рейтинге отражают не «передовой» или «отстающий» характер сложившихся социально-политических систем, а их устойчивость с учетом внутренних и внешних рисков.

Пока текущий рейтинг ульяновского губернатора — 7,6. Такой же, как у его коллеги из Самарской губернии Николая Меркушкина. Нас опередили практически все соседи: Мордовия, Чувашия, Башкортостан, Марий Эл, Саратовская и Пензенская области. Хуже оказалась только Нижегородчина. Впрочем, есть повод и для гордости. Наш позиционный ряд (27-30) — почти безоговорочная победа с аналогичными показателями Санкт-Петербурга и Москвы (57-59). Позитивные факторы, позволившие Сергею Морозову добиться таких результатов, — заинтересованная федеральная реакция в связи с инициативой губернатора упразднить администрации сельских поселений, проведение II Международного культурного форума, вхождение в тройку лидеров среди российских регионов по инвестиционной привлекательности для немецкого бизнеса. Учтено и заявление главы региона о том, что к 2025 году ульяновцев станет три миллиона. При том, что в настоящее время в области проживает 1 млн. 383 тысячи человек. Негативные факторы: недавнее убийство в Ульяновске Рамиса Садиева, помощника депутата Госдумы Третьяка, и вялотекущий судебный процесс против оппозиционера Сергея Удальцова. Среди прочих потенциально значимых событий учтены инициатива открыть в регионе музей эпохи СССР, попытки запретить продажу алкоголя в продуктовых магазинах и предложение Сергея Ивановича наказывать за вождение в нетрезвом виде пожизненным лишением водительских прав.

Все вроде бы правильно и точно. Но по науке. А фактически в глаза бросается вот что. Лишь негативные факторы имеют место быть. Слова же и обещания губернатора Морозова, составившие основу «позитива» и «прочих потенциально значимых событий» — из разряда эфемерных почти утопий. Когда это еще будет? И будет ли. Либо, как культурный форум — удар на копейку при замахе на рубль. Вины исследователей в этом нет никакой. Они же не живут в нашем регионе и не слышат праздных посылов и вытекающих из них победных ура-реляций. Откуда питерским знать, что слова иного губернатора подчас радикально расходятся с делом? Даже если это «непогрешимый» губернатор Сергей Иванович Морозов. Так что наш «Обещалкин» ко второму выпуску рейтинга имеет все шансы лихо вырваться вперед, упрочив свои «благодеяния» по всем позициям.

Иван Собакин