Свершилось! То сокращение российских вузов, о котором так долго говорили в Министерстве образования и науки РФ, стало суровой для попавших в этот «черный список» реальностью. Он опубликован на официальном сайте минобраза. «Черную метку» получили больше тысячи государственных высших учебных заведений и их филиалов по всей стране. Ульяновск в стороне не остался. Но есть маленькая странность, которая заметна при внимательном рассмотрении попадающих под сокращение, реорганизацию или слияние учебных заведений. 73online.ru обратил внимание, например, на наличие в списке огромного количества педагогических вузов, а также других — тех, где, в частности, количество бюджетных мест традиционно превышает число мест платных. Так наш регион может в самое ближайшее время лишиться одного из старейших университетов в стране — Ульяновского педагогического...

«Черный список» составлен на основе мониторинга и анализа о деятельности государственных вузов России, которые Министерство образования и науки производило в 2011-2012 годах. Попавшие в результате в ряды неэффективных учебные заведения ждет, скорее всего, дальнейшее сокращение. Тех, кому повезет больше, — реорганизация, а в самом лучшем случае — слияние. Делается это, поясняет пресс-служба министерства, для дальнейшей оптимизации российской вузовской сети. Звучит красиво, креативно и по-современному трендово. Однако уже сейчас ясно, что многие российские вузы ждет закрытие, а значит в ближайшее время на улицу без дипломов будут «выкинуты» сотни тысяч их студентов, регулярно плативших за свое обучение.

Но давайте разберемся на примере отдельно взятой Ульяновской области. Здесь у нас признаки неэффективной работы всевидящий минобр усмотрел в работе четырех филиалов: Российской Академии народного хозяйства и госслужбы, Московского педагогического университета, столичного же университета технологий и управления, а также филиала ульяновского госуниверситета в Инзе. Возможно, оно и так. Тут спорить не будем. Грядущие проверки покажут. Ведь с вузами, показавшими наихудшие результаты, будут проводиться мероприятия по устранению ошибок. Окончательные решения о том, какие мероприятия необходимо провести, чтобы улучшить позиции вузов, будут принимать рабочие группы, в которые в обязательном порядке войдут представители регионов. Но голову можно сломать, гадая, как в «штрафники» попал ульяновский государственный педагогический университет имени папы Ленина — один из старейших вузов России, существовавший еще в те «незапамятные» времена, когда Ульяновским государственным университетом, у которого все в шоколаде, на родине этого самого Ленина даже и не «пахло».

Кое-что стало чуть яснее, когда 73online.ru обратился за комментариями к ректору УГПУ Анатолию Бакаеву. Анатолий Александрович внешне был спокоен, хотя и не без легкого тремора в голосе, выдававшего волнение неожиданности:

- Это просто какая-то чудовищная ошибка. Год назад, еще до того, как я возглавил вуз, он действительно не соответствовал паре параметров, по которым проводился мониторинг. Мы не обучали иностранных студентов, сиречь у нас не было международной практики. Не хватало площадей — почему-то не были приняты в расчет студенческая столовая и загородная агробиостанция педагогического университета. В результате вместо положенных 11 квадратных метров на одного студента у нас было только 9,8. В 2012-м мы добились выравнивания по всем показателям, о чем доложили в Москве, куда ездили с губернатором Сергеем Морозовым встречаться с экс-министром Фурсенко. Он согласился с нами, что педвузы ни сливать, ни уничтожать нельзя. И вдруг это список... Заметьте в него попали практически все высшие учебные заведения страны, готовящие педагогические кадры. Вероятно, наша неэффективность лишь в том, что мы не зарабатываем столько денег, как те учебные заведения, где количество платных мест в разы превышает число бюджетных... Мы намерены апеллировать в отношении этого списка министерства образования.

Так вот в чем фикус-пикус. Получается, у российского высшего образования две основные проблемы. Первая — сами критерии «естественного отбора» от минобраза. Оказывается, теперь качество обучения напрямую зависит от того, учится ли в вузе какой-нибудь американец, китаец или, не приведи господь, иной иноземец. А также от того, сколько квадратных метров от общей площади университета занимает каждый студент. Уровень полученных знаний тоже, наверняка, учитывался, иначе бы совсем вышел полный пердимонокль. Но этот уровень — вторая причина — должен быть не на халяву. Есть нехорошее подозрение, что пострадают действительно те российские вузы, которые еще пытаются удержать в своих стенах талантливых бюджетников не в ущерб готовым платить, но не всегда готовым учиться студиозусам. Еще проще говоря, бесплатное образование в нашей стране нынче не в тренде. Помните, чуть выше про мероприятия по устранению ошибок? И про окончательные решения о том, какие мероприятия необходимо провести, чтобы улучшить позиции вузов. Сдается мне, эти отговорки при раздаче «черных меток» станут «лазейками» для тех высших учебных заведений, которые готовы будут держать нос по ветру, согласно решениям партии власти в вопросах окончательной коммерциализации высшего образования. А Фурсенко, на которого уповает ректор ульяновского педагогического универа, теперь не министр вовсе, а личный помощник первого человека в этой самой партии.

В результате станет расти как снежный ком ситуация, о которой недавно писал 73online.ru, когда в сельских школах нашего региона географию преподают историки, а физкультуру — вообще... ветеринары. Не зря же спешит Минобрнауки, которое изучало ситуацию с неэффективностью вузов почти год, а верифицированное решение вынесло в течение месяца — с сентября по октябрь.

По поводу ситуации, сложившейся с опубликованным списком, в беседе с 73online.ru высказался самый известный в нашем регионе педагог-историк, народный учитель России Юрий Латышев:

- К списку, о котором вы говорите, стоит относиться очень осторожно. И ни в коем случае не субъективно по принципу: не нравится мне твой красный галстук, не буду с тобой общаться. Здесь важно не допустить стереотипов мышления, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. Меня настораживает та быстрота, с которой решили разобраться с неэффективностью вузов. В этой ситуации огульная оценка в короткий промежуток времени может быть очень опасной. Вообще, если мы хотим решить имеющиеся проблемы с высшим образованием в стране, то начать, как мне кажется, следует с вопроса господдержки зарекомендовавших себя вузов.

Ярослав Щедров