В Ульяновском областном суде подходят к концу слушания по делу о заказном убийстве, полтора года назад всколыхнувшем весь Димитровград. Тогда у подъезда собственного дома при выходе из автомобиля был двумя выстрелами в упор убит чемпион Европы и призер чемпионата мира, настоящая спортивная звезда своего родного города Владимир Зуйков. Киллера и заказчика нашли по горячим следам. В сентябре Юрий Мещанкин и Петр Пьянзин предстали перед судом присяжных. Процесс растянулся на почти два месяца. На одном из финальных судебных заседаний побывал 73online.ru.

Похоже, со времен милицейского прошлого нынешнего губернатора Ульяновской области простые жители отдельно взятого моногорода о спокойствии могут только мечтать. Криминал здесь отстреливает неугодных за обычное желание честно приобрести загородную недвижимость. А жизнь европейского чемпиона и мирового призера стоит меньше, чем подержанная иномарка. Даже зарплата главы региона и то больше.

В общем, два года назад приглянулся Владимиру Зуйкову домик в селе Бригадировка Мелекесского района. С хозяйкой-пенсионеркой о купле-продаже договорились быстро. Но пожилая женщина просила чуть подождать с оформлением купчей, пока она не продаст свою квартиру в Димитровграде через риэлторское агентство. Когда ожидание неприлично затянулось, Зуйков сам отправился к осуществлявшей сделку риэлторше. И выяснил, между прочим, что бабушкина городская квартира давно продана и заселена новыми законными владельцами. При этом сама хозяйка об этом ни сном, ни духом. Денег за недвижимость старушка тоже не получила. То ли из личной заинтересованности, то ли от природной кристальной честности (не удивляйтесь, честные люди пока в меньшинстве, но существуют) борец задал резонный вопрос: «Как же так, граждане?..» Ответить дама-риэлтор согласилась, но только в присутствии... нет, не своего адвоката, а личной «крыши». Именно так женщина представила пришедшего на следующую встречу Петра Пьянзина, водителя агентства "Шанс".

Смежнику, как выяснилось на суде, не впервой было «перетирать терки» и «разводить на проблемы». В этом он якобы настолько преуспел, что даже обзавелся необходимой «положительной репутацией» в узких кругах в вопросах «крышевания». И этой своей «репутацией» весьма дорожил. А тут какой-то Зуйков, требующий возврата денег какой-то бабушке... Правда, «какой-то» оказался титулованным спортсменом и известным в городе человеком. Он и слова нашел нужные, и аргументы подобрал. Короче, в первый раз у Пьянзина не срослось. Его безупречная «репутация» дала трещину. Слухи о проколе «всемогущей крыши» покатились по Димитровграду в январе 2011 года, как зимний снежный ком.


Взыграло в Пьянзине ретивое. Отмстить захотелось, и чтобы «мстя» была страшна в духе Марио Пьюзо. Нанять грамотного киллера у обычного шоферюги не было достаточных средств. Тут-то его иезуитская память и подсказала димитровградскому «крестному отцу» кандидатуру давнего знакомца, ранее судимого по хулиганке и аморалке Юрия Мещанкина. Тот сидел на мели, деньги ему были нужны. Причем настолько, что киллер, узнав, что от него требуется, с легкостью произнес сакраментальную фразу, не раз цитируемую во время судебного процесса: «Что я, за пятьдесят тысяч на курок не нажму, что ли?..» Адвокаты придумали даже хитрый термин «точка невозврата». Дескать, после того, как Пьянзин посвятил Мещанкина в свой коварный замысел, у киллера-неофита оставалось два выхода: браться за оружие либо... Тех, кто много знает, как говорится, убирают первыми. На суде оба сидели с такими лицами, что не нужно быть физиогномистом Ломброзо, чтобы прочитать на них абсолютное непонимание того, как же ОНИ могли ЭТО сделать...

Пьянзин и Мещанкин готовились к преступлению как будто по плохим детективам. Петр купил двуствольный обрез Иж-26Е, шесть патронов к нему и две пары перчаток. Матерчатые, чтобы не оставить следов на оружии во время ежедневной чистки обреза. И кожаные, чтобы обойтись без отпечатков пальцев на месте преступления. Он не раз вывозил киллера Мещанкина в безлюдные леса и поля на пристрел. А также в те места, где бывала жертва, на опознание. Всякий раз они, чтобы не примелькаться, меняли автомобили. Даже слежку устраивали в бесснежную погоду, чтобы не наследить по пороше. Но дважды «крестные отцы» все же просчитались. Первый раз, когда плохо запомнивший Зуйкова в лицо киллер выстрелил не в того и лишь по счастливой случайности не попал. Второй — когда, несмотря на все меры предосторожности, убив Зуйкова, позволили срисовать себя нескольким случайным прохожим. Те оказались бдительными и сдали Мещанкина куда надо. А тот, не будь дурак, потянул за собой и заказчика. На суде Мещанкин попытался пару раз менять показания. Самыми нелепыми из них можно считать россказни про случайное убийство по неосторожности в состоянии аффекта и алкогольного опьянения. То есть попасть в лоб, затем выстрелить контрольным в висок — это неосторожность и аффект?.. И получился бы отличный иронический детектив в духе Иоанны Хмелевской, если бы не безнадежно-пустые глаза вдовы Зуйкова на суде. Если бы не оставшийся сиротой малолетний ребенок спортсмена-правдоруба. Если бы не нелепая по большому счету гибель одного из самых искренне уважаемых в Димитровграде людей. Ему было всего 32 года. Смерть лучших не оставляет в дальнейшем простора для иронии. Даже если убийцы лоханулись во многом. Но не в главном — в достижении своей мерзкой цели.

Еще пара заседаний, и суд присяжных решит участь заказчика и киллера. Пьянзину предъявлено обвинение по части 3 статьи 33, пункту «з» части 2 статьи 105 (организация убийства по найму) и части 2 статьи 222 (незаконные приобретение, передача, хранение и перевозка огнестрельного оружия, совершенные группой лиц по предварительному сговору) УК РФ. Мещанкин обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «з» части 2 статьи 105, части 2 статьи 222, а также части 1 статьи 167 (умышленное повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба - за поврежденный в результате убийства автомобиль Зуйкова) УК РФ.

О пожизненном заключении для обоих написать и надо бы, но осторожно. Вдруг сочтут давлением на присяжных. 73online.ru сообщит об окончательном судебном вердикте в самое ближайшее время...

Иван Собакин