Буквально несколько минут назад в Арбитражном суде города Москвы закончились основные слушания по иску ульяновского ООО «Симбирскцемент». Точнее — завершился их первый этап. Пресс-секретарь столичной «арбитражки» Светлана Лебедева пояснила 73online.ru, что «слушания были перенесены на 9 ноября в связи с необходимостью привлечения к процессу третьего лица». Таковым стало ульяновское региональное управление Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), представители которого и должны по решению судьи Александра Полукарова явиться на слушания сразу после ноябрьских праздников. А ответчиками в этом процессе стали Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и те самые федеральные Роснедра.
Речь идет о взыскании из федерального бюджета 425 миллионов рублей. Компания-истец требует вернуть эти деньги в качестве компенсации за неосновательное обогащение. Еще пять лет назад ульяновские региональные Роснедра провели аукцион на право пользования одним из самых богатых меловых источников на территории Ульяновской области в поселке Солдатская Ташла Тереньгульского района. Победила на торгах одна из структур ГК «СОК» - «НК Мобиле». Тогда в 2007-ом «НКМ» выплатило в доход федерального бюджета разовый платеж в размере 500 миллионов рублей, взамен получив лицензию на 20 лет пользования солдатскоташлинским меловым месторождением. Через год «НК Мобиле» обратилось в арбитражный суд с требованием признать себя банкротом. По мнению экспертов, такие действия позволили бы компании уйти от ее долговых обязательств перед поставщиками и подрядчиками. Кроме того, компания переоформила право пользования на солдатскоташлинское месторождение на другую свою «дочку» - ООО «Симбирскцемент». Свои действия «НК Мобиле» объясняло наступившим финансовым кризисом и якобы поменявшимися планами.
А еще через два года управление по недропользованию по Ульяновской области отозвало у компании лицензию на право пользования недрами. В ответ в 2009 году «Симбирскцемент» не только оспорил это решение в суде, но и вместе с «НКМ» они вчинили Роснедрам иск о признании недействительными самого аукциона двухлетней давности, а также самой лицензии. При этом, по закону, отменить результаты торгов разработчики месторождения могли в течение года, то есть до конца 2008-го. Но сделали это только в 2009-м, когда срок давности год как истек. И началась многолетняя тяжба в судах разных инстанций, которые отбивали эти иски с ловкостью игроков в пинг-понг.
За это время «Симбирскцемент» успел и сам побыть в шкуре ответчика. В мае 2008 года до первого витка мирового экономического коллапса, пока разработки мелового месторождения в Солдатской Ташле еще велись, «цементники» заключили договор с ООО «Горняк». По заданию заказчика «горняки» обязались разработать техническую документацию и (или) выполнять в Солдатскоташлинском карьере изыскательские работы. И проектные, и изыскательские работы были проведены в полном объеме, что зафиксировано имеющимися актами о проделанных работах. Вот только платить «Горняку» отказались. Результатом разборок стали иски в адрес «Симбирскцемента». И ульяновский арбитражный, и апелляционный суды встали на защиту «горняков» и потребовали выплатить им всю сумму долга — со всем приблизительно два с половиной миллиона рублей.
Примечательно, что вскоре после этого и был инициирован первый судебный иск «Симбирскцемента». Даже на первый взгляд схема кажется довольно простой. «Симбирскцемент» просит суд взыскать денежные средства, которые были перечислены в бюджет в качестве разового авансового платежа за весь срок действия лицензии, исключив из требований деньги за период, когда лицензия принадлежала истцу. Это, конечно, не изначальные полмиллиарда рублей, но и без того сумма немалая. Хватит с лихвой, чтобы и покрыть издержки по делу «горняков», и самим в накладе не остаться. Вот и пытаются во что бы то ни стало оспорить законность торгов. До Москвы этот конфликт разбирался чуть больше года назад в казанском Федеральном Арбитражном суде Поволжского округа (Татарстан). Когда там «НК Мобиле» и «Симбирскцементу» было отказано, они решили поискать правды в Москве...
Такой вот симбирский меловой круг. Причем, судя по всему, замкнутый. Страсти, хоть и иного свойства, но почти по Бертольду Брехту. И так же, как в пьесе немецкого классика «Кавказский меловой круг», победит, хочется верить, справедливое правосудие...
Иван Собакин