
В рамках деловой программы II Международного культурного форума в Ульяновске глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко довольно резко и откровенно высказалась в том смысле, что «в нашей стране культура сведена до уровня оказания услуг». Эту мысль позже подхватили специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству, популярный искусствовед и телеведущий Михаил Швыдкой и легендарный польский кинорежиссер с мировым именем Кшиштоф Занусси. О том, что российской культуре давно пора хотя бы отчасти вернуть ее высокий статус, они полтора часа обсуждали за круглым столом, после которого пан Занусси любезно ответил на вопросы журналиста 73online.ru.
Спектакль в Ульяновске от польского киноклассика
У создателя культовых фильмов «Структура кристалла», «Защитные цвета», «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», «Персона нон грата» и других Кшиштофа Занусси 73online.ru первым делом поинтересовался дальнейшей судьбой проекта, который около года назад известный кино- и театральный режиссер планировал реализовать на сцене симбирской драмы.
- Поставить пьесу в вашем театре мне действительно предлагал мой друг Линас Зайкаускас, недолго бывший здесь художественным руководителем. Я ставил спектакли и в более недоступных европейской цивилизации местах, нежели Ульяновск. Но у меня есть своя фишка, мое маленькое условие. Я готов ставить где угодно, но репетирую только у себя дома. Актеры приезжают за мой счет ко мне. Из любой точки земного шара. Живут у меня три-четыре недели — время, достаточное, чтобы сформировался спектакль. На полном пансионе. Моя жена их кормит. Они гуляют по моей загородной усадьбе с моими собаками. Это тот самый театр-дом, придуманный великим Станиславским. Таким образом актер чувствует себя более сопричастным к акту сотворчества, а не просто, как это часто бывает, человеком, раз-два в месяц приходящим в театр за зарплатой. С Театром на Таганке в Москве мы так и репетировали. Но в Ульяновске все пока само собой тихо закончилось. Линас теперь работает в другом месте. Но я не теряю надежды, что со мной все-таки свяжется администрация театра. Все, возможно, еще будет иметь продолжение...
- Вам вообще интересен русский театр?
- Специально глубокого интереса нет. Я, как обычный иностранец, сужу о русском театре по тем немногим постановкам, какие вижу, когда наездами бываю в Москве. И ничего не могу выделить. Много очевидного, много антрепризы, много дешевых спектаклей. Чего-то такого, от чего бы душа развернулась, за последнее время не припомню. Но это нормальный процесс. Все ровно хорошо не бывает. Такова природа любого искусства.
- С русским кино знакомы лучше?
- Тоже постольку, поскольку оно бывает за границей. За последнее время могу назвать только один русский фильм, который поразил и меня лично, и, насколько я знаю, всю Европу. Это «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Удивительная картина, работа огромной души художника. Картины Александра Сокурова всегда и до сих пор впечатляют.
- А фильмы вашего старого приятеля Никиты Михалкова?..
- Я не смотрел его последние работы — продолжение «Утомленных солнцем» «Предстояние» и «Цитадель». Мне неудобно. Знаю, что в России его раскритиковали. Вдруг я посмотрю, и мне тоже не понравится. Придется тогда сказать Никите горькую правду. Я не могу лгать другу. А правда может его расстроить. Мне бы этого не хотелось. Поэтому посмотрю эти фильмы года через два, а там видно будет.
О влиянии демократии на отсутствие героев и ярких национальных лидеров
- Вы огорчены состоянием дел в родном польском и в российском кинематографах?
- Скорее удручает положение в европейском кино в целом. Такое впечатление, что мы выдохлись, помогая Америке и воспитывая ее кинематограф. Я совсем недавно придумал выражение, что Америка — кинодочь Европы. Начнем с того, что европейцы открыли и основали США. Эта страна взяла у Старого Света все лучшее в области кино. Но теперь «дочь» выросла, придумала себе и всему миру Голливуд, и эти «яйца курицу учат». Мы, чтобы не терять «комильфо», ругаем понемногу американские фильмы. Но ведь признаем, что их кино — огромная сила. И производственная, и сила духа. Они побеждают нас уже на всех фронтах. За ними будущее. И у них есть потрясающая способность — критично относиться не только к себе. Европа же себя поедом ест за все те беды, которые мы создали для мира. Мы рефлексируем и за фашизм, и за коммунизм, которые «подарили» миру, и из-за этого самоедства места нормальному культурному процессу уже не находится. Стыдно и тяжело. И в связи с этим мне непонятно, почему ваш город до сих пор называется Ульяновском. Это не слишком приятно поражает.
- Не любите Ленина?
- Неоднозначно к нему отношусь. Уверен, благодаря его идеям Россия и вся социалистическая Европа отстает от прочего мира во многом лет на пятьдесят минимум... В этом смысле сегодня больший герой для России — Петр Столыпин. Ему помешали, не дали довести дело до конца и построить Великую Россию. Проживи он чуть подольше, ваша страна была бы спасена и от Первой Мировой войны, и от революции. Впрочем, это только мое личное мнение. И я его никому не собираюсь навязывать...
- Кстати, о героях... Российские киношники часто говорят, что не могут в кино нового героя изобрести. А в Польше сегодня такой киногерой есть?
- Да. Это такой средний человек. Демократия принесла удовольствие от усредненности. Героизм — антидемократическое понятие. И в политике в том числе, поэтому у нас проблема и с национальными лидерами. Ярких нет. Трудности с ними. А еще демократия - это когда снять кино очень легко. Даже сотовым телефоном. И необычно, красиво, хорошо получится. Вот прокатывать свой фильм потом сложнее. Зритель очень подозрителен. Он не готов, как при социализме, платить из своего кармана за «кота в мешке». Это раньше люди шли в кино просто потому, что это кино. Сейчас, не имея в смете денег на промо, нечего и приступать к съемкам даже очень хорошей картины.
3D – формат кукольного театра
- Раньше говорили, что телевидение «убьет» кинематограф. Сейчас смертью кино пугают в связи с появлением Интернета. Кто же и когда «убьет» кино, по-вашему?
- Интернет — опасный враг. Он скоро уничтожит и телевидение, и кинематограф. Выросло мелкое поколение, любящее мелкое кино. Мелкое не по содержанию, а по форме. Им не важно, какого размера фигурки бегают по экрану. Формат 3D сейчас, правда, возвращает молодежь в кинотеатры. Но, думается, это ненадолго. Изобретаются 3D-очки для компьютера и все. К тому же для режиссеров нашего поколения этот формат не панацея. Я не умею, не могу так работать. Вот мой старший коллега Ежи Гофман снял свой последний фильм в 3D. А я его потом смотрел в обычном формате, и было в три раза лучше. Понимаете, этот формат - для фильмов-экшн. Это такой киношный театр кукол с огромным эффектом отдаления. Психологические картины в формате 3D, на мой взгляд, только теряют. Такой формат мешает воспринимать простые человеческие чувства: любовь, ревность, страх. Это все равно, что воспринимать многообразие мира одним глазом, да еще и издалека... С другой стороны, появление новых форматов и меня подхлестывает, заставляет барахтаться и бороться. Когда трудно, это всегда хорошо.
- Год назад россияне, и ульяновцы в том числе, занимающиеся исторической реконструкцией, планировали проект — доплыть на срубах до Польши и устроить рубилово ни где-нибудь, а в вашей загородной резиденции...
- Вот как? Интересно! Я об этом первый раз слышу. Но мне бы это было интересно. Я всем рад. Есть милые и забавные идеи — приезжайте. Люблю гостей. Особенно креативных. Как говорится, милости прошу в любое время...
- Вы всегда такой опрометчиво гостеприимный?
- Я просто очень люблю жить у себя дома. Домосед, которого сложно вытащить. Так что прием гостей в любое время для меня - наименьшее из зол. Мечтаю о замке. Так что хотите в гости — пожалуйста. Дом немаленький. Со всеми познакомлю. У меня собак девять. Кошки три. Лошади две. Но они пока в отпуске...
В понедельник вы узнаете, почему Мариэтта Омаровна Чудакова считает президента Путина «петербургской шпаной». А директор пушкинского музея изобразительных искусств Ирина Антонова поделится своими детскими воспоминаниями немецкого периода о приходе к власти в Германии Адольфа Гитлера. Продолжение следует...
Ярослав Щедров