"Вся проблема в перегрузе и непонимании, что в регионе засуха и проблема с кормами. Корма птице транспортируются из Кузоватовского в Мелекесский район и если их возить по 10 тонн, то яйца будут золотые!" - пишет в своем блоге ульяновский министр сельского хозяйства Александр Чепухин:

"В Российской Федерации действует ряд нормативных актов, регулирующих порядок перевозки тяжеловесных грузов. В частности это Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (вместе с «Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов), Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» (утв. Минтрансом РФ 27.05.1996), Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (Утвержден Приказом Минтранса России от 27 апреля 2011 г. № 125).

Субъектами Федерации приняты в пределах их ведения свои нормативные акты, определяющие размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. А ведь есть еще Правила дорожного движения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях…

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в установленном порядке, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

В соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» тяжеловесный груз - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из приведенных в ней (инструкции) параметров. В частности, для широко применяемых отечественных КАМАЗов согласно Инструкции (утв. Минтрансом РФ 27.05.1996) это 8 тонн на ось. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (с Правилами) это уже 7 тонн на ось.

Так вот перевозка таких грузов возможна только при получении в установленном порядке специальных разрешений. И каких-то укороченных сроков для рассмотрения заявлений от крестьян, естественно, не предусмотрено.

Наверное, при создании указанных выше актов преследовались исключительно благие цели. Однако, в соответствии с установленным ими порядком, все выпускаемые КАМАЗы (или иные аналогичные грузовые автомобили) могут перемещаться по автодорогам только пустыми.

Так, КАМАЗ, минимальная грузоподъемность которого сегодня составляет 14 тонн, не может даже выехать с грузом за ворота хозяйства. Если же это будет сделано, последует суровая ответственность. Административная ответственность (КоАП РФ) для водителя установлена в виде административного штрафа от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами; на должностных лиц, ответственных за перевозку в виде штрафа от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц в виде штрафа от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (!). Причем штрафы одинакового размера, как для гигантского предприятия, так и для крошечного крестьянского фермерского хозяйства.

Зачем государству создавать автомобили повышенной грузоподъемности, которые не могут эти грузы перевозить? Или зачем такие дороги, по которым нельзя перемещать грузы? К слову, по ранее действующим нормам тяжеловесным грузом считалось транспортное средство, осевая масса которого с грузом или без груза и (или) превышала 10 тонн.

Так может все дело в компенсации причиняемого автодорогам вреда? Государство, издав те самые нормативные акты, определяет условия перевозки тяжеловесных грузов - перевозить можно, но с компенсацией причиняемого вреда. Однако если это так, то размер компенсации достаточно символический. В частности, при превышении предельно допустимой массы транспортного средства до 5 тонн размер вреда составляет всего 240 рублей на 100 километров пробега. При превышении предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства до 10% размер вреда составляет всего 925 рублей на 100 километров пробега.

Можно возразить - не нарушай установленного порядка и не перевози грузы без специальных разрешений. Однако, как это часто бывает в нашей стране, соблюдать установленные правила и нормы гораздо сложнее, чем их обходить каким то «иным» способом...

Эффективность и интенсивность сельскохозяйственного производства зависит от эффективности использования всех его ресурсов. О какой эффективности работы можно говорить при такой организации грузоперевозок. Ведь каждому известно, что иной раз потеря десяти часов рабочего времени оборачивается для крестьянина угрозой потери всего урожая.

В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию значительное внимание уделяется вопросам модернизации, создания «умной экономики» и «умной политики» в том числе и в сельскохозяйственном производстве.

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120, говорится об определяющей роли сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности государства. Президент указал на необходимость оптимизации межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском хозяйстве.

Однако реальная практика показывает, что иной раз фермер не имеет права ездить по своему собственному участку, если через него проходят муниципальные или межрегиональные трассы".