15 августа актеры Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова собрались в своем «храме Мельпомены» после почти полуторамесячных летних каникул. В отличие от ряда прошлогодних, нынешний сбор труппы было решено сделать келейным, только для своих. Что решено оставить тайной? Какие такие планы театра на новый сезон администрация симбирской драмы хочет оставить в секрете? Над какими будущими премьерами пока не собираются приоткрывать завесу? 73online.ru постарается ответить на эти вопросы и рассказать нашим читателям-театралам первым.

Как сообщает официальный сайт театра, директор симбирской драмы Наталья Никонорова представила коллегам новых актеров. Ряды лицедеев пополнили вчерашние студенты театрального отделения факультета культуры и искусства ульяновского госуниверситета Мария Прыскина и Александр Лебедев, а также молодая актриса Татьяна Денисенко, до этого сезон отработавшая в местном ТЮЗе. Татьяна — супруга молодого премьера ульяновского драматического Максима Копылова, сноха ушедшего из жизни совсем недавно Юрия Копылова, с именем которого по праву связывают расцвет симбирской драмы. То, что династия Копыловых в театре прирастает, — только к лучшему. И в первую очередь для самого театра, где Максим уже в конце сентября представит свою первую самостоятельную режиссерскую работу «Слепые» по мотивам одноименной пьесы автора легендарной «Синей птицы» Метерлинка. Копылов-младший учится на режиссера в Москве на курсе мэтра Сергея Яшина и имеет опыт постановочной работы. Под занавес минувшего сезона именно ему пришлось принять у отца комедию Шекспира «Двенадцатая ночь», которую сам Юрий Семенович так и не успел закончить. Этот спектакль, кстати, откроет новый 227-й театральный сезон симбирской драмы 1 сентября. Если так пойдет и дальше, то у молодого актера и режиссера есть все шансы со временем возглавить театр в должности худрука.

Впрочем, судя по всему, в отношении художественного руководства театром у его директора Никоноровой иные планы. В минувшем сезоне она уже «обожглась», поспешив пригласить в это кресло Линаса Зайкаускаса. Творческий результат — два спектакля «Чувства» и «Лавина», которые не продержались и сезона и с которых толпами уходили зрители, нелицеприятные отношения с труппой и массовые увольнения, закончившиеся тем, что «ушли» самого Линаса. Расхлебывать теперь госпоже директрисе. Она рассудила, что театр пока может посуществовать и без художественного руководителя. Наталья Александровна и сама неплохо хозяйничает в театре. А ставить спектакли могут и приглашенные режиссеры. Но, если кто-то из них и будет претендовать на художественное руководство симбирской драмой, сначала он должен будет поставить на сцене театра не менее трех спектаклей. Забавно, но имя одного из претендентов уже известно — он тезка и однофамилец губернатора Ульяновской области. А значит, у режиссера Сергея Морозова есть шансы... Пока же, что характерно, ульяновский драматический еще долгие годы может вообще планово творить без худрука. Такое единоначалие Никоноровой несомненно только на руку. Тем более, что Зайкаускас оставил ей неплохой задел в смысле зарубежных фестивальных связей.

Уже в середине сентября театр неделю проведет в Израиле на гастролях. Везут «Особо влюбленного таксиста» от мастера бульварной драматургии Куни. С этим спектаклем интересная история. Его для спасения репертуара не поставил у нас в стране только ленивый провинциальный театр. В центре сюжета — адюльтеры и нетрадиционная сексуальная ориентация. Неплохо для привлечения невзыскательной публики. Но для ульяновского драматического, позиционирующего себя в последнее время как «театр высокой драматургии», — что называется, не комильфо. Симбирская драма держалась до последнего. Но осенью прошлого года на аналогичных гастролях в Израиле тамошние антрепренеры позвали ульяновских лицедеев приехать к ним еще раз. С условием — поставить и привезти «Таксиста».

Ездить за границу Никоноровой понравилось, и она согласилась на эту сделку. Результат? Не успел в марте этого года влиятельный российский театральный журнал «Страстной бульвар» предположить, что на сцене симбирской драмы Куни не будет никогда, как этот театральный КУНИлингус случился в стенах «театра высокой драматургии». Получается, театр стал заложником: либо Куни в репертуаре и заграничное турне, либо... Ну, вы понимаете...

Согласно информации с театрального сайта, «поход в театр за счастьем» — так охарактеризовала сентябрьский репертуар сама Наталья Александровна. Судя по сентябрьскому репертуару, этого самого «счастья» любителей театра ждет вагон и маленькая тележка. Два раза шекспировская «Двенадцатая ночь», столько же наследие Юрия Копылова — спектакль «Завещание», по разу три серьезных спектакля столичного режиссера-классика Аркадия Каца: «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Горе от ума» и «Правда - хорошо, а счастье лучше». Остальное - комедии на зрителя, приходящего в театр «тупо поржать». Плюс еще премьера прошлого сезона «Незабудки». В невнятной пьесе Улицкой про «еврейский вопрос» даже народные артистки России Клара Шадько и Зоя Самсонова плюс молодая, но талантливая Анна Дулебова чувствуют себя несколько «не в своей тарелке». Но режиссер этого спектакля Акоп Казанчян — влиятельный театральный деятель Армении и организатор у себя на родине Шекспировского фестиваля, куда пригласил и «Театр Никоноровой» с «Двенадцатой ночью»...

Такие вот тайны закулисья симбирской драмы. Театр ездит, зритель смотрит, «пипл хавает». И это только начало сезона. Лиха беда — начало...

Ярослав Щедров