Так ярко (а заодно и жарко) на главной площади города в темное время суток, пожалуй, не было никогда. Это был тот редкий случай, когда на площади Ленина, каждое лето превращающейся в главную шоу-площадку Ульяновска, показали нечто стоящее. В минувшее воскресенье под окнами губернатора состоялся Первый российский фестиваль уличных искусств «Огонь в тебе». В бурный восторг, выражавшийся в децибеллах крика, свиста и девичьего визга, собравшихся приводили «файерщики» из Ульяновска, Димитровграда, Тольятти, Уфы, Нижнего Новгорода и Рязани. Гостями огненного праздника стали известные в нашей стране файеристы: москвичи Иван Петров и Егор Матвеев, Никита Меркулов и Анна Певницкая из Санкт-Петербурга, а также нижегородский Театр Огня «Fire Life». Наш портал лично убедился, что fire show это не только всегда красиво, но иногда небезопасно.

Организаторы не напрасно несколько раз увещевали не слишком бдительных родителей «убрать детей подальше от площадки». Один из первых же участников конкурсной программы из столицы Башкортостана Динар Галеев, уже закончив свое одиночное показательное выступление, неосторожно оказался слишком близко к огню и едва сам не вспыхнул как факел. А на сцене в это время другой уфимец, глотатель огня Артем Рустумханов демонстрировал один из самых красивых номеров шоу — со стаффами...

Немного истории: вообще, «фаер-шоу» считается то ли разновидностью циркового выступления, то ли оригинальным жанром. Зародилось это без преувеличения искусство на Тихоокеанском побережье, в Новой Зеландии, как ритуально-культовое действо. Аборигены племени маори крутили камешки, завернутые в ткань (с тех пор и до наших дней эти снаряды называются пои) для развития силы и ловкости. Позже женщины-маорианки добавили силовым упражнениям своих мужчин изящности и красоты — пои стали поджигать, а сам процесс превратился в развлечение для увеселения почтенной публики. В начале прошлого столетия маори передали основы своего пои-искусства новозеландским артистам из бродячих цирков, а те в свою очередь завезли эту забаву в Старый и Новый Свет. Где философия фаер-шоу была тут же востребована молодежными субкультурами. Хиппи, например.

Сегодня в терминологии профессиональных фаеристов не сразу разберешься: снейки, пришедшие из китайского ушу роуп-дарты, стаффы и дабл-стаффы, парные метеоры, триплы, палм-торчи, ну и более привычные уху обывателя веера и факелы. Со времен маори неизменным осталось и главное горючее средство, используемое в fire-show, которым нестерпимо пахло вблизи от площадки. Но, если не принюхиваться, все было очень красиво. Временами казалось, что зажженные на площади фонари только мешают общему впечатлению. А трюки участников напрочь стирали грани между огнем и человеком и смещали акценты. Кто кем руководит в этой феерии света, иногда было просто непонятно. Победители конкурсной программы вполне заслуженно получили свои денежные призы: три тысячи рублей за лучшее групповое выступление уехали в Рязань, а первым среди одиночников, взяв денежный приз в две тысячи рублей, стал нижегородец Дмитрий Рабцевич с традиционными новозеландскими пои. Командные выступления огненных шоу «Феникс», «Огонь и я», «Эльма», «Night Flame» и «Brainstorm» логично были самыми зрелищными, но под финал произошло то, чего не ожидал никто. Соседи из Нижнего Новгорода — fire-show «Fire Life» продемонстрировали впечатляюще глобальную огненную оперу. Площадь Ленина уже не просто визжала, а восторженно-неистово кричала так, что, казалось, полопаются стекла в кабинете Морозова в Доме Правительства.

Наш портал очень ценит подобные позитивные мероприятия, критиковать иногда надоедает — желчь накапливается, а это для организма неполезно. Однако и на сей раз без ложки дегтя в бочке огненного меда не обошлось. Ульяновские чиновники в своем стремлении успеть все и везде и поставить как можно больше галочек в отчетах о работе с молодежью на сей раз несколько переборщили. В одно время и в одном месте были назначены сразу два мероприятия. Рок-концерт на площади Ленина затянулся — музыканты, стремясь самовыразиться по максимуму, часов не наблюдали и уступили площадку «фаерщикам» с двухчасовым опозданием. Вместо заявленных 19.00 укротители огня вышли на сцену в 21.00, а закончили свои выступления ближе к полуночи. Но тут тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. Если выступающему на открытой площадке у облфилармонии ансамблю «Русская душа» рокеры на площади подложили свинью, то fire-show, начавшись затемно, от этого только выиграло. В яркости и зрелищности.

Ярослав Щедров

Фото: Иван Сонин, организаторы фестиваля