На прошлой неделе в Ульяновской области впервые в статусе Министра сельского хозяйства РФ побывал экс-президент Чувашии Николай Федоров. Планировалось, что он примет участие во II Международном форуме сельской молодежи, проходящем в Чердаклинском районе, и в открытии в нашем регионе памятника Столыпину, проведет круглый стол на тему «Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей — приоритеты и перспективы развития в условиях ВТО» в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии и посетит выставку инновационных проектов молодых учёных в сфере АПК. Был запланирован визит министра и в село Выры Майнского района.

Международный форум сельской молодежи Николай Федоров, как и было обещано, открыл. Активисты аграрных молодежных организаций устроили круглый стол, во время которого наперебой рассказывали, как хорошо работается и живется молодым на селе.

«Танцор Диско», молодежь и ВТО

Министр оказался человеком с юмором. Его, например, улыбнуло корявое «Это надежда сделать о том, что от нас хотит Россия» от ректора УГСХА Александра Дозорова. Порадовало, что «наконец-то все забыли про видео из Интернета с танцем». Это когда Федоров еще на посту президента Чувашии во время одного из мероприятий пустился в разудалый пляс, после чего получил от соотечественников прозвище «Танцор Диско». Не без юмора и пресс-служба министра, настоятельно порекомендовавшая журналистам «не копать вглубь» и не задавать вопросов «уточняющих, с цифрами».

«Мероприятие в Ульяновской области показало, — признался министр, — что с такой молодежью, какую я здесь увидел, можно горы свернуть. Ее не пугает вступление в ВТО. Только с ней и нужно строить новую аграрную политику, обеспечивать продовольственную безопасность страны. Я почувствовал дух аудитории, которую не только не пугает Всемирная Торговая Организация, а, наоборот, как мне показалось, вдохновляет на то, чтобы еще более напряженно трудиться, активнее искать пути организации эффективного агробизнеса и добиваться позитивных результатов. Если все будут такими смелыми, сильными и, как сейчас говорят, креативными, как ребята на форуме, переходного периода для вступления в ВТО нам вполне хватит».

«Особенно важно сегодня поддержать агропромышленный комплекс страны, уделить особое внимание социальному развитию села», — уверен Николай Федоров.

По его мнению, для обеспечения конкуренции отечественного АПК необходимо создать комфортные условия для жизни и труда сельских жителей. В первую очередь строить дороги, открывать в сельской местности офисы врачей общей практики, создавать современные образовательные учреждения, развивая инфраструктуру села.

До Майнского района министр, увы, так и не добрался. Там он должен был с помпой открывать инновационное предприятие по производству витаминно-травяных кормов. "Сегодня оно единственное в регионе, за продукцией которого в очередь выстраиваются и сельхозпроизводители из других регионов!", - заявил представитель компании "АСК-Групп". К слову сказать, раньше подобные предприятия не называли инновационными, зато работали они в каждом колхозе. В том числе в с. Выры Майнского района, куда был приглашен г-н Федоров. Туда министр не поехал, заявив:

- Приехать в гости? Я сам бы этого хотел. Но держат государственные дела.

Не отложил бы свою поездку министр, увидел бы то, что бросилось в глаза ульяновскому блоггеру Simbiblis, который вместо министра Федорова сам проехал по маршруту «Ульяновск – Выры», заехав в некогда гремевший на всю страну колхоз-миллионер им. Полбина. О «комфортных» условиях жизни и труда сельских жителей, а также о том, как живется молодежи в сельской местности, - его фоторепортаж.

Синим цветом на карте отмечены села, которые посетил Simbiblis в ходе своей поездки.

Поселок Безречный, бывший совхоз «Колос».

Зерноток в п. Безречном пустует, несмотря на разгар уборочной кампании. На полях не видно ни работающих комбайнов, ни засеянных пшеницей полей.

Местный магазин. Закрыт.

Сельский клуб, который никогда не открывается. Крыльцо клуба и прилегающие кусты вечерами превращаются в место сбора для распития пива и спиртных напитков.

Второй магазин в селе - "Алко". Находится в 30 метрах от клуба.

Село Выры. В советское время здесь располагался один из крупнейших свинокомлексов Ульяновской области на 100 тысяч свиней. В с. Безлесное (первое отделение совхоза Выровский) выращивали на откорм молодняк, за поросятами сюда приезжали жители со всей области. Комбикорм для свинокомплекса доставлялся на станцию Выры по железной дороге. Местные рассказывают, что привозили даже рыбу мороженую, пряники, конфеты, печенье. Продукты с исходящим сроком годности, но не испорченные. Сегодня от этого свинокомплекса камня на камне не осталось.

С. Безлесное. Бывшее Первое отделение совхоза «Выровский». После перестройки было скуплено инвесторами, которых сегодня и след простыл. Увидев следы от автомашин, заезжаю на территорию зернотока. Бросается в глаза, что зерноочистительная техника не запускалась в работу с советских времен, складских помещений для хранения нет. Здесь мне удается найти заведующую зернотоком, которая объясняет, что уборочная идет, комбайны работают в Больших Ключищах и зерно вываливают здесь на асфальтированную площадку под навесом. Подъезжают автопоезда с прицепами, в них экскаватором загружается зерно и они уезжают. С её слов: Куда увозят зерно, она не знает, так как сама не местная.

Забегая вперед скажу, что по всему маршруту следования за два дня, здесь находятся единственные автовесы для взвешивания автомашин.

Остановка советских времен c. Безлесное, бывшее первое отделение совхоза «Выровский». Разговорившись с местным жителем о молодежи выясняется, что он по "молодости" второй человек в деревне, т.к. уже 4 года на пенсии. Самый же молодой сельчанин, со слов собеседника, только два года, как ушел на пенсию. Работы в деревне нет. Кто имеет возможность, ездит на работу в город, а кто и на вахту в Москву. Жалуется, что в селе полное бездорожье, газа нет, печное отопление. Дома, доставшиеся от бывшего совхоза, разваливаются. В клуб ходить некому.

Так сегодня здесь живут сельские жители. Работы нет, молодые, если и остались в селе, то вынуждены уезжать на вахту в Москву или ежедневно на утреннем поезде ездить в Ульяновск. Но это единицы.

Так выглядит магазин в селе: без подъездных путей, с печным отоплением. Продавщица с дочкой-школьницей заготавливают дрова на зиму.

На заросших бурьяном (выше автомобиля) улицах, типичная картина умирающих сел: разваливающиеся дома, безлюдье, запустение.

Сельский клуб в с. Безлесное.

Клуб закрыт. О том, что здесь когда-то кипела культурная жизнь, напоминает расписание занятий, вывешенное в окне.

В окнах клуба - отраженная действительность этого села

Бывшая центральная усадьба совхоза «Выровский». В 1985 году в селе Выры жило более 1000 человек, сегодня их чуть более трех сотен.

Здесь было несколько градообразующих предприятий. Одно из них - МТС (машинно-тракторная станция). Ежедневно здесь можно было увидеть более 150 единиц техники. И это только с близлежащих совхозов и колхозов!

Бывший магазин РАЙПО. Местные вспоминают, что прилавки здесь ломились от товаров. Сегодня, чтобы купить продукты, жители едут на поезде в райцентр Майна.

А это тот самый инновационный проект АВМ, который планировали презентовать министру сельского хозяйства России. АВМ - агрегат витаминной муки. То, что сегодня выдают за инновации и модернизацию, раньше было обычным явлением в каждом совхозе. В Вырах АВМ работал при свиноферме, изготавливая витаминные корма из крапивы, молодых побегов осины, люцерны и другой травы. В основном здесь работали школьники, на уроках труда или после занятий, за это им платили зарплату.

Новое оборудование, в принципе, ничем не отличается от того, что было в советское время. Кстати, на встрече с министром сельского хозяйства представители ульяновской компании «АСК-Групп», которая и построила это «чудо-производство», заявили, что «сельхозпредприятия Ульяновской области и соседних регионов выстроились в очередь за продукцией, поскольку впереди зимне-стойловый период содержания скота, когда потребность в полноценных кормовых добавках у животноводческих комплексов возрастает в разы. Поэтому «АСК-Групп» планирует в ближайшее время увеличивать производственные мощности, чтобы обеспечить спрос на свою продукцию».

Когда я посмотрел на оборудование, которое еще никогда не использовалось, поскольку было абсолютно чистым и новым (в рабочем состоянии такого не бывает), то с трудом поверил в очереди, про которые министру вешали лапшу на уши наши местные инноваторы.

Кстати, рядом с АВМ мы увидели всего одну (!) единицу техники. Вопрос: какими силами будет развиваться предприятие? И второе. В 90-х начали уничтожать АВМы из-за дороговизны дизтоплива, на котором они работали. У нового производства «АСК-Групп» расход еще больше. Какова же будет себестоимость 1 тонны продукции? В советское время 1 кг гранул продавался по цене 1 кг зерна.

Иван Полбин - летчик, дважды Герой Советского Союза. Его именем был назван совхоз в с. Каменка, откуда он родом. Совхоз славился большим поголовьем КРС, был передовиком по сдаче молока государству. Сами понимаете, звание Героя обязывало ко многому.

Сегодня о том великом прошлом напоминают лишь ржавые остатки зернотоков, разрушенные коровники... Подумал и всё же решил показать вам, что стало с доставшимися нам по наследству от СССР агрегатами витаминной муки. Когда-то был не инновационный и не нано, а просто - АВМ

Следующее село - Репьевка. Среди поросших бурьяном полей трудно было найти зерноток, где ожидал увидеть кипучую жизнь сельчан на подработке зерна.

По всему видно, что даже въездные ворота на зерноток не открывались с прошлого года.

Деревня Путиловка. Стерты с лица земли не только помещения животноводческого комплекса, но можно сказать, что уже нет и самой деревни.

Дальше по маршруту следования - поселок им. Гимова. До февраля 1984 г. поселок был центральной усадьбой крупного откормочного совхоза им. Гимова в составе 7 ближайших сел и деревень с общей площадью земли в 15368 га, затем - центр одноименного совхоза (коопхоза), в котором, кроме него, остались две небольшие деревни Крюковка и Карамзинка (остальные 4 села образовали новое хозяйство - коопхоз «Путиловский», которого, как видели выше, уже нет).

Чтобы не повторяться, лишь скажу, что картина здесь аналогична той, что уже видели выше.

Но зато, за весь день езды, здесь впервые увидел пасущееся стадо коров. Целых 32 головы! Или в пересчете на километр пройденного пути, плотностью в 10 000 раз меньше, чем сурков в дикой природе!

Большинство полей или не засеяны вообще, или ещё до сих пор не обработаны после прошлогодней уборки. Можно с уверенностью сказать, что сюда последние несколько лет не заглядывал ни один агроном, ни один милиционер, ни один из сотрудников по борьбе с оборотом наркотиков. Показываю на фото. Это не какая-то обочина, это поле конопли!

Выехал на автотрассу Сызрань-Ульяновск и задумался:

- проехал весь день по селам, полям, лугам, зернотокам и не увидел ни одного работающего комбайна, ни одной автомашины, перевозящей обмолоченное зерно. Поэтому продолжаю путь. Итак, ОНО ОС по картофелю и Зелёная роща, где находится «Симбирский бекон» (Талина).

ОНО ОС по картофелю Ульяновская ГНУ УНИИСХ Россельхозакадемии (Организация научного обслуживания «Опытная станция по картофелю«Ульяновская» Государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук), которое обанкротили не в бытность Ельцина и Шаманова, а буквально в 2009 году.

Признаюсь, от увиденного я сам был в шоке. Поля не засеваются, поэтому и зерноток, видимо, не нужен. В поселке полная безработица. У фермера Губина Владимира Николаевича, имеющего 70 лошадей на мясо и примерно столько же коров, работают посезонно не более пяти человек - приезжие из других регионов. Зарплата мизерная, нестабильная, поэтому подбираются люди, готовые работать за еду. Местное трудоспособное население работает в Ульяновске или на вахте. Молодежи нет.

Парадный въезд на территорию Дома культуры.

Дом культуры.

Бывшая контора ОНО ОС по картофелю Ульяновская ГНУ УНИИСХ Россельхозакадемии

Дальше - бывший знаменитый совхоз «Рощинский». Ныне здесь располагается «Симбирский бекон» (Талина), куда мне вход запрещен. Со слов Александра Викторовича Чепухина на комплексе единовременно содержатся 44 тыс. голов свиней, или в год реализация достигает 80 тыс. голов.

От бывшего совхоза «Рощинский» остался памятный указатель советских времен и недостроенный жилой дом для своих рабочих.

О когда-то процветающем селе и о его далеком прошлом напоминает центральная контора бывшего совхоза:

... которая за прошедшее время инвестором "Симбирский бекон" доведена до состояния заброшенного сарая.

Всё же на одном из полей мне удалось увидеть красивую работу зерноуборочных комбайнов и понаблюдать за работой мастеров своего дела. Это, как объяснили сами механизаторы, техника «Симбирской птицефабрики», но ульяновских механизаторов среди них нет.

Заметив на автомашинах госномера Мордовии, я не переставал задавать вопрос: Куда же сдаете зерно, где проводите первичную подработку? На что получал загадочные ответы: начиная от птицефабрики, загадочным складом фермера и заканчивая элеватором.

Не поленился, поехал на элеватор ст. Охотничья.

И здесь приемки зерна нет, лаборатория не работает, пробоотборники отключены, машины с зерном не стоят и даже не заезжали.

Сопровождая груженые автомашины, я нашел ответ на свой вопрос: Почему не работает ни один из зернотоков? Очевидное - рядом. Инвестор, как и положено, распоряжается своим урожаем по своему усмотрению. В данном случае всё увозит к себе в регион. Мясо, молоко, зерно, корма - в Мордовию, на место переработки. Вывозит туда, где у них расположены основные животноводческие комплексы и птицефабрики, но не хватает кормов. Оттуда мы будем покупать готовую продукцию.

Проехали поворот «Птицефабрика Симбирская». Дальше - Саранск.

Исходя из вышеизложенного, возникает резонный вопрос:

1) - Как в Ульяновской области и каким методом расчета определяется урожайность и валовый сбор зерна, если намолоченное зерно не поступает на зернотока, на хлебоприемные пункты, не взвешивается на автовесах и не ведется абсолютно никакого учета.

Я уже не сомневаюсь, что инвестор из другой республики может назвать любую нужную цифру по урожайности и валовому сбору Асмусу, который будет рад написать в отчетах нужную цифру для рейтинга.

В заключение хочется отметить, что сельскохозяйственное производство действительно переходит на новый уровень. Советские технологии, как и организация труда, ушли в прошлое и не стоит об этом жалеть. Инвесторам, имеющим десятки тыс. га пашни и сдающим после откорма около 80 тыс. голов свиней с одного комплекса, требуется меньше работников на фермы и в поле за счет интенсивного промышленного производства, новых технологий и использования высокопроизводительной техники. В сельском хозяйстве возросла производительность труда.

Сами населенные пункты, доставшиеся в наследство после распада СССР, как сельские территории, рассчитанные на максимальное количество рабочих рук, реанимации не подлежат. С введением прогрессивных технологий всё меньше требуется работников в животноводстве, в полеводстве. Рушится и валится всё, что было построено в советское время: общежития и жилой фонд для рабочих совхозов, объекты соцкультбыта, подъездные пути и сельские дороги, которые инвесторам не нужны. Пройдет одно поколение, уйдут сегодня доживающие в селе и возможно сёла, как административная единица, могут исчезнуть вообще, т.к. уже сейчас примерно 90% трудоспособного населения работают и живут в городе, снимая жилье, а молодежи в селах нет вообще, за исключением подросткового и школьного возраста.

Прав Александр Викторович Чепухин: «Нужно развивать промышленное производство на сельских территориях, обеспечивая занятость высвободившегося населения. Для этого необходимо предоставить налоговые льготы и скидки на ресурсы для инвесторов. Индустриальные парки не должны быть приближены к городам. Их нужно рассредоточить по территориям».

Но вопросов от этого меньше не становится. Как развивать промышленное производство на сельских территориях, если промышленность развалилась и в городах? Индустриальные парки не должны быть приближены к городам. А ведь законы экономики ни один рынок не может отменить: чем ближе транспортное плечо к месту сбыта и потребления продукции (к городу), тем дешевле себестоимость и цена реализуемой продукции.

Будем реалистами: ни один международный форум по теме «Устойчивое развитие сельских территорий в условиях современного мира» уже не спасёт наши сёла от вымирания и исчезновения. Та разруха и неразбериха в селе, которая царит сегодня, позволяет предполагать: сёла вымирают и реанимации не подлежат.

Фоторепортаж: Simbiblis, Ярослав Щедров