Всемирный банк и Международная финансовая корпорация составили рейтинг регионов России, в которых лучше всего вести бизнес

Ульяновск занял в нем первое место! Корреспондент «КП» отправился посмотреть на предпринимательский рай на родине Ленина.

СТЫДНО ПОЛУЧАТЬ ЗАРПЛАТУ

- Когда мне сказали, что в Ульяновске самый лучший бизнес-климат, я упал под стол и больно ушибся, - говорит известный в Ульяновске общественный деятель, профессор и бизнес-лоббист Исаак Гринберг. - Дорогой Всемирный банк, вы в следующий раз предупреждайте!

- Если в Ульяновске так «хорошо», представляю, что в других городах! - вторит тамошний защитник прав предпринимателей (омбудсмен) Анатолий Сага. - Мне стыдно получать свою зарплату, потому что я мало что могу сделать для бизнесменов.

Когда я приехал в Ульяновск, там назревал митинг предпринимателей. Встретился с активистами. Владельцы мелких магазинов, мастерских разозлены до предела - власть «хамская», работать невозможно. Но посовещались - и решили не митинговать.

- Боимся нового закона о митингах, - признался один из закоперщиков. - Да и власть дала нам шанс на диалог.

Шансом оказалась «милость» со стороны главы администрации города Марины Беспаловой. Она возродила общественный совет по предпринимательству, который не собирался полтора года.

«ВСЕ СКУПАЮТ МОСКВИЧИ»

А что так взбесило? Земля, по которой топал босыми пяточками Володя Ульянов и на которой стоят теперь палатки-магазины, уходит из-под ног. Малый бизнес землю арендует - покупать дорого. Но 30 мая городская Дума спешно приняла закон: хочешь работать - выкупи территорию на торгах.

- С предпринимателями не посоветовались, даже руководитель профильного комитета на заседание «опоздал», - горько говорит Сага.

Почему торги - это плохо? У бизнесменов свои аргументы.

- Во-первых, в торгах часто участвуют «жучки», - говорит бизнесмен Хамза Ямбаев. - Реально покупать землю они не будут, только накручивают цену, а потом вымогают с бизнесмена взятку, дескать, «ты мне отслюни, и я с торгов уйду».

Другая причина - перекупщики.

- Приезжают, условно, москвичи, которым плюс-минус 5 млн. руб. - ерунда, - прогнозирует Гринберг. - Скупают все, а потом нашим же малым бизнесменам сдают в аренду по астрономической цене.

Наконец, всех смутило, что власть сама может отдавать землю без торгов - если сочтет проект «важным». А это уже лазейка для коррупции.

Вот эти страдания и понесли бизнесмены в мэрию.

НЕ НАДО ВЛЕЗАТЬ В РЕГЛАМЕНТ ВЛАСТИ

- Вы у нас Заволжский район? - обратилась ко мне женщина с папкой. - Тогда садитесь в угол.

Проникнуть на совещание в мэрию оказалось проще простого.

Разговор как-то сразу не склеился. Глава города Марина Беспалова выразила восторг первым местом Ульяновска в рейтинге ВБ, но говорить о земле не захотела - дескать, «вопрос прорабатывается». Гости настаивали.

- Ну если хотите просто потратить время, давайте потратим, - как бы сдалась наконец она.

Да, собственно, и потратили. Беспалова - дама креативная, за словом в карман не лезет, и за нею, что называется, записывать надо:

- Я не терплю хамства, и когда мне хамят, я сама начинаю хамить... Я не позволю вносить суматоху и все остальное в работу совета... Не забывайте, что вы мужчина, а я женщина, прошу прекратить со мной переговариваться...

И т. д. Но предприниматели собрались не для того, чтобы записывать за городской главой крылатые фразы. Ушли недовольные. Сага срочно вылетел в Москву - в центральный аппарат

ОПОРА России (защищает права малого бизнеса). Он жалеет, что отказались от митинга, и собирается изучить закон: как пройти с плакатами и не оказаться под дубинками. Страха нет:

- Меня Беспалова и даже губернатор уволить не могут, такая вот должность, - говорит он.

Гринберг еще надеется Беспалову убедить:

- Вопрос не стоит выеденного яйца. Сядем, посчитаем с карандашом и бумагой, договоримся.

В областной администрации акцентируют: город всего лишь следует федеральным требованиям.

- Вот, все беды у нас от федералов, - сокрушается один из чиновников обладминистрации. - Мы бы, может, и не зверствовали с землей, а куда деваться?

МУСОРНОЕ ДЕЛО

Ульяновские чиновники, как мне показалось, действительно верят, что они светочи, только Москва работать мешает.

- Я бы этих «светочей» даже в подъезд светить не повесил! - горячится Николай Охотников, ныне простой таксист, а еще недавно - могущественный «мусорный король».

У него отобрали бизнес. Точнее, свалку и десяток «КамАЗов»-мусоровозов.

- Появились две фирмы, подконтрольные очень большим людям, - рассказывает юрист Тимофей Федосеев, ведущий дела Охотникова. - Руководитель одной из них вскоре возглавил местный надзорный орган.

Новоявленные чиновники запретили Охотникову пользоваться собственной свалкой, вместо этого заставили возить мусор на свалки этих фирм - потом, дескать, сочтемся. Сочлись. Выкатили за аренду свалок $200 тыс., Охотников разорился. Теперь под недругами зашатались кресла, и Охотников принялся с ними судиться. Шансы есть, но есть и веские аргументы у противной стороны, подчеркивает юрист. Так или иначе, в бизнес Охотников уже не вернется.

Таких историй немало. Один из предпринимателей жалуется, что власти упорно не согласовывают вроде бы готовый землеотвод уже несколько лет. Бизнесмен г-жа Игнатова свалилась с инфарктом прямо на ступеньках земельного комитета, когда узнала, что ее дело об отводе земли, и так провисевшее 7 месяцев, отправлено на пересмотр.

- Женщину трясет, ей реально нечего есть, - говорит Сага.

НЕ ВНИКЛИ

Мы хотели поговорить о рейтинге с российским представительством ВБ, но нас перенаправили в Международную финансовую корпорацию. Там нас снабдили нужной информацией. А эксперты считают, что ВБ свое исследование «имитировал».

- А не было серьезного исследования, - говорит Гринберг. - Вот хотели узнать, легко ли подключиться к сетям, и спросили... МУП «Ульяновская городская электросеть». Получили ответ - легко! А почему бизнесменов не спросили? У них совсем другое мнение.

- Исследование выполнено «под заказ», - говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Об этом свидетельствует и момент презентации (Петербургский форум), и участие ряда известных российских госструктур. Жаль, поскольку это бросает тень на другие исследования ВБ, которым я доверяю.

Заказчиком исследования выступало Минэкономразвития, платило оно же, сами регионы и ЕС.

- Ульяновская область не так уж плоха, и губернатор Сергей Морозов сделал немало, - говорит научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. - Другое дело, что рейтинг организован неважно и к его результатам стоит относиться с осторожностью.

- Всемирный банк недоработал, с ним это бывает, - резюмирует член правления «ИНСОР» Евгений Гонтмахер. - Выборка маленькая - надо хотя бы несколько десятков фирм.