Такого зал ульяновской облфилармонии не видел с конца 1960-х, когда на ее сцене неистовствовала рыжая молодая девчонка, в будущем Примадонна отечественной эстрады Алла Пугачева. У нынешней нарушительницы ортодоксально-классического филармонического спокойствия и волосы тоже в рыжину, и смелые наряды, и не менее отважные взгляды на органную музыку. Два дня — 18 и 19 июля - в концерном зале филармонии ульяновцы стали свидетелями музыкального перформанса известной московско-лондонской органистки Екатерины Мельниковой «Музыка на воде». Наш портал тоже не смог отказать себе в удовольствии взглянуть на шоу, которому уже рукоплескали в Испании и Франции, Индии и Великобритании, Германии и Японии. А заодно пообщаться с самой Катей.

Под перекрестьем разноцветных прожекторов преломляющихся через огромный аквариум ульяновский орган словно плывет на волнах. На все свободные пространства — стены и потолок — проецируются игры волн разных морей мира. Кажется, не хватает только 3D-очков, чтобы девятый вал смыл зрителей в океан. На сцене хрупкая девушка в шезлонге. Она признается зрителям, что из-за бесконечных гастролей так редко бывает у воды, что решилась совместить полезное с приятным, работу и отдых. Садится за орган и... Классических Прокофьева, Пьяццоллу, Моцарта, Вивальди, Сен-Санса, Генделя, Чайковского и Бахасменяет потрясающее попурри из волшебных по красоте мелодий Гершвина и Морриконе, вальсов Штрауса. Орган превращается в оркестр. Он мужественно терпит эксперименты Мельниковой, становясь ее союзником и помощником. Морское путешествие приводит зрителей на берега Темзы, где-то семенит на рынок по своим делам экономки Миссис Хадсон, то под узнаваемую музыку Дашкевича из популярного российского телесериала раскрывает самые страшные преступления всемирно известный сыщик Шерлок Холмс, то маршируют гвардейцы Ее Величества. Потом вдруг Франция: умопомрачительный Легран и нешный Тирсен со своей Амели. Затем сразу на зрителей обрушивается сногсшибательный микс из Стинга, «Queen» и «Scorpions». Одним словом, Екатерина творит на органе то, к чему этот громоздкий инструмент вроде бы на первый взгляд и не приспособлен. Нашему порталу органистка признается:

- Один мой коллега сказал очень хорошую фразу: «Орган — это самый первый синтезатор». Хотя я сама не сразу поняла, что это так. Росла в семье классических музыкантов. Дедушка у меня был виолончелистом. Отец — скрипач, профессор консерватории. Мама, правда, химик, но она тоже в свое время училась музыке. Я в девять лет написала свой первый минибалет. Попыталась сама его станцевать домашним, но поняла, что писать и исполнять музыку у меня получается лучше, чем быть балериной. Училась в аспирантуре при Московской консерватории. После этого поступила в Лондонскую Королевскую Академию музыки. Несколько лет прожила в Англии, где впервые на органном фестивале услышала и увидела как работает Жан Гийо. Это было потрясающе. Совсем другой подход к классическому органному исполнению. Но я сама решила пойти еще дальше. И сначала на английских музыкальных фестивалях, а затем в рамках Международного кинофестиваля в британском Лидсе представила свои первые перформансы, в которых мне здорово помогал и помогает московский режиссер Юра Берестенников. Он и соблазнил меня вернуться на родину, в Россию. Здесь мне до сих пор приходится чуть ли не с боем прорываться через ортодоксальное отношение органной музыки как моих коллег музыкантов, так и публики. Меня много и часто не принимают, ругают за театрализацию органных перформансов, яркие световые эффекты, видеоинсталляции, лазерное шоу, современный электронный саунд. Людям подчас непонятно, причем здесь орган и Ханса Циммер, Джон Уильямс или Исаак Дунаевский. Но ровно до тех пор, пока те, кто ругает, не побывают на моем выступлении. Всем по сердцу такая ломка стереотипов академического органного исполнения.

А вот в Вестминстерском Аббатстве и в Соборе Святого Павла в Лондоне, а также в лучших залах Парижа и Кельна Екатерина Мельникова давно своя. В Англии ее называют «королевой перформанса». Она — исполнительница органной музыки с европейским именем и во многом пионерка. Впервые вернула доброе имя музыканта отравителю Моцарта Антонио Сальери, исполнив его «Реквием». Первой переложила для органа музыку Микаэла Таривердиева. Екатерина вспоминает:

- Я очень рисковала, когда шла с этой идеей к самому Микаэлу Леоновичу. Он выслушал, улыбнулся и сказал: «Рискуй, деточка...» К сожалению, до премьеры не дожил, но его жена Вера до сих пор мой самый надежный помощник во всех моих начинаниях. Знает обо мне и автор музыки к сериалу о Шерлоке Холмсе Владимир Дашкевич. Но пока ни разу не слышал...

- А кто был самым необычным зрителем на ваших выступлениях?

- Хотелось бы, чтобы это был, например, сам Морриконе. Иногда мечтаю, что после концерта дверь в мю гримерную распахнется и войдет с огромным букетом цветов британский принц. Или арабский шейх. Но пока самый необычный случай вышел со Стингом. Я играла его музыку в Москве, когда сам музыкант в это же время выступал в Кремле. Потом от него прислали записку: «Видел ваше выступление в видеозаписи. Браво!!!»

- В своих смелых экспериментах вы зашли так далеко, что полгода назад на сцене Концертного зала имени Чайковского соединили органный концерт и высокую моду. А какой fashion-брэнд с подиума, на ваш взгляд, наиболее соответствует органному звучанию?

- В том-то и дело, что орган выше самой высокой моды. Именно это я и попыталась доказать. В этой музыке есть и элегантность Карла Лагерфельда и блеск Viva Vox, Kute и Von Vonni, и простота «Леви Страусс». Просто все эти брэнды уходя, сменяя друг друга, а орган вечен.

- За два дня, проведенных в нашем городе, вы нашли место, которое особенно созвучно вашей музыке?

- Бульвар Венец. Не зря же ваша филармония с органом находится именно здесь. Небеса словно осенили это место. Теперь именно здесь находится один из главных органов в моей жизни. И еще очень вдохновила Волга. Я рискнула искупаться, несмотря на то, что вода так и не прогрелась окончательно. Быть у великой русской реки и не окунуться было бы непросительной ошибкой. Я словно набралась вдохновения. Купание в Волге стало для меня лучшим подарком к моему наступающнему 21 июля дню рождения.

Ярослав Щедров.