Ситуация с сурком уже достаточно много обсуждалась в СМИ, начиная с зимы 2011-2012 г., когда специалистами по охране природы был поднят вопрос о включении данного вида в Красную книгу Ульяновской области и полном запрете охоты на него. Тогда же, на заседании Экологической палаты Ульяновской области 31 января 2012 г. министром лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области по инициативе охотников был предложен компромиссный вариант – проведение совместного объективного учёта сурков весной и летом 2012 г. для определения современного состояния численности вида и проверки достоверности предоставляемых охотниками сведений. Результаты этой совместной работы должны были лечь в основу принятия решения о включении сурка в Красную книгу Ульяновской области или оставлении его охотничьим видом, - пишет ульяновский блоггер Simbiblis.

Несмотря на то, что всем, особенно специалистам в области полевых исследований, было ясно, что за один год посчитать сурка на территории всей области небольшой группой квалифицированных учётчиков будет невозможно, было принято решение хотя бы частично эту работу выполнить.

Напомню, что основанием для включения сурка в Красную книгу Ульяновской области, помимо экспертных оценок специалистов, послужили официальные данные охотников, согласно которым за 10-летний период с 2001 по 2011 гг. численность вида в области сократилась в два раза (с 40000 особей до 20000). Необходимо было выяснить так ли это.

Специально созданная рабочая группа по учёту сурков начала свою деятельность ещё зимой 2012 г. В отделе охраны и использования объектов животного мира Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (орган контролирующий состояние охотничьих ресурсов) в феврале 2012 г. были запрошены сведения о численности сурков в различных охотхозяйствах и границы этих охотхозяйств.

После изучения этих материалов были выбраны модельные для проверки территории, где охотничьими организациями в 2011 г. указывалась наибольшая численность сурка или данные о его численности вызывали наибольшие сомнения. Вот эти территории: Криушинский участок (552 га) – МУП «Охотник» (1360 сурков), Вешкаймкое охотхозяйство (337 га) – Ульяновская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее УООООиР) (2399 сурков); Карсунское охотхозяйство (751 га) – УООООиР (6343 сурков); Сенгилеевское охотхозяйство (131 га) – УООООиР (2984 сурков); Кузоватовское охотхозяйство (1200 га) – УООООиР (170 сурков).

Далее (в начале апреля 2012 г.) были запрошены карты-схемы расположения учётных площадок на этих территориях, чтобы выбрать на какие из них будут сделаны выезды и проведены контрольные учёты. Оказалось, что ни у контролирующих охотничьи ресурсы органов, ни у охотничьих организаций карт-схем этих площадок нет. Несмотря на то, что они являются базовой основой для проведения учётов. К концу мая удалось добиться схемы расположения только Криушенского участка у МУП «Охотник», для которого приводилась численность сурка в 2011 г. более 1300 особей. Там и решено было провести учёты.

Первый выезд состоялся 21 мая 2011 г., но учёты проведены не были по разным причинам. 9 июня 2012 г. на этот же участок состоялся ещё один выезд с участием доктора биологических наук, профессора, заведующего кафедрой Кировского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и пушного звероводства В. Машкина, представителя Госэконадзора Ульяновской области П. Захарова, представителей Минприроды Ульяновской области С. Бобкова и В. Романова, председателя Ульяновского общества охотников и рыболовов А. Фёдорова, представителя Симбирского отделения Союза охраны птиц России, сотрудника кафедры зоологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова М. Корепова, фотографа и блогера К. Багаутдинова, а также группы егерей. На южном склоне Волго-Арбугинского водораздела (основная площадь Криушенского участка) мы насчитали не более 15 сурков. По экспертной оценке Машкина В. здесь в лучшем случае может обитать около 70 особей, но и такого количества нет.

15 июня 2012 г. Кореповым М. совместно с Маттиасом Фрейде (председатель Бранденбургского государственного экологического агентства) был проведён учёт сурков на северном склоне Волго-Арбугинского водораздела, где было обнаружено 11 сурков, в том числе 6 сеголетков. Таким образом, на всей площадке Криушенского участка МУП «Охотник» было учтено 26 сурков! Даже если допустить недоучёт, хотя исследования проводились в оптимальное время (утренние часы) и сезон (июнь), и увеличить в два раза полученные данные, мы получаем не более 50 особей на всём участке, где охотниками декларировалось обитание 1360 сурков. То есть реальная численность вида более чем в 25 раз ниже той, которая приводилась охотниками в течение последних 10 лет! И это в наиболее благополучных поселениях сурка.

По словам начальника отдела охраны и использования объектов животного мира Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области С. Бобкова, в 2011 год лимит на отстрел был 2292 головы, а охотники отстреляли 855 голов, то есть 37 процентов от лимита. Но, сравнивая это количество с теми сведениями о численности сурка, которые были получены в 2012 г., 855 отстрелянных голов – это около половины всей численности сурка в Ульяновской области. Сколько потребуется лет, чтобы выбить сурка полностью считайте сами.

Такая ситуация просто обескураживает и требует решительных мер. Но вместо этого мы читаем статью, подготовленную охотниками, где говорится, что с сурком всё в порядке и вносить его в Красную книгу не надо. Когда с одной из сторон идёт целенаправленная дезинформация, говорить о совместной плодотворной работе не приходится. Остаётся только надеяться, что Комиссией по ведению и редактированию Красной книги Ульяновской области и чиновниками в области охраны природы будет принято правильное решение, иначе наши дети увидят уже безжизненные степи.