Вот уже четвертый день IV Международного фестиваля кино- и телепрограмм для семейного просмотра «От всей души» им. В. М. Леонтьевой внимание участников и гостей форума приковано к немецкому режиссеру, сценаристу, композитору, художнику и продюсеру Харальду Будде. Кинематографист из Германии привез в Ульяновск не только свой 15-летней давности документальный цикл-трилогию «Обломов», который был показан во внеконкурсной программе к 200-летию Ивана Гончарова и где за кадром звучит голос легенды российского кино Алексея Баталова, но и свой талисман. Даде больше чем талисман. Куклу Ясмин сам герр Будде назвал в беседе с нашим порталом своей музой:


- Много лет назад я нашел ее на мусорной свалке в Берлине. У нее были такие глаза, что я не смог не взять ее с собой. Отмыл, причесал, одел как принцессу, обогрел. И с тех пор она всегда со мной. Она для меня как ребенок. Я кормлю ее сложечки, укладываю спать. Иногда по ночам она нашептывает мне идеи, которые я потом блестяще реализую. Не все мои коллеги относятся к этому с должным пониманием. Но это не сентиментальность и не инфантилизм. Со мной все нормально. Я не фрик. Просто отношусь к окружающему миру с фантазией и не без детского наива.

Вчера, в понедельник, 28 мая фестивальный день закончился мастер-классом телережиссера, создателя программы «От всей души» преподавателя факультета тележурналистики Высшей Школы телевидения – Института современного искусства при МГУ Владимира Акопова на малой сцене Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова и показом нового фильма «Мой парень ангел» из конкурсной программы фестиваля. Эта картина – еще один повод для гордости ульяновцев, поскольку одну из ролей второго плана в ней сыграл наш земляк без пяти минут выпускник актерского отделения факультета культуры и искусства Ульяновского госуниверситета Рамиль Мубинов. Нам же приятно напомнить, что первыми с Рамилем год назад симбиряне познакомились именно благодаря эксклюзивному интервью с молодым актером на нашем портале.

Марина Яковлева: «Главное – не завидовать и не заигрываться»

Фестивальное утро вторника, 29 мая началось с еще одного напоминания о нашем великом земляке Иване Александровиче Гончарове. Вне конкурса ульяновские зрители увидели киноинсценировку самого концептуального и изящного романа писателя «Обрыв». Фильм представила звезда российского театра и кино Марина Яковлева. Выглядит актриса потрясающе. Хотя звезда киноэпопеи Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», а также сериалов «Участок» и «Стройбатя» и призналась нашему порталу:

- Я нередко создаю видимость того, что на самом деле моложе своих лет. Хотя эта видимость мне по жизни чаще мешала. Ведь никакой солидности! Когда я еще лет семь назад приходила, к примеру, в Союз кинематографистов поговорить об улучшении жилплощади, там говорили: «Такая молодая, а уже чего-то просит». Думали, что мне около 30-ти. А мне было уже за сорок. Я и сейчас уже возрастные роли играю, а все в «девочках» хожу. В результате тот же «квартирный вопрос» так и остался нерешенным. А секрет молодости в том, что надо стараться не завидовать, не желать друг другу зла. Если ты добр и ласков к людям, даже если у тебя морщинки, никто их просто не заметит...

Я в последнее время нечасто снимаюсь. Так уж получилось, что со времен постсоветского кинематографа долго отказывалась от предложений. Пришла мода на новый тип женщин, которых иначе как мерзкими существами не назовешь. Особенно в 90-х годах прошлого века. Со мной в жизни часто поступали несправедливо. Но я сама никогда не умела быть подлой. Однажды Александр Стриженов уговорил меня на роль хищницы, отбивающей мужей у своих подруг в фильме «Упасть вверх». На страшном сопротивлении роль удалась. На премьере мне на полном серьезе сказали: «Ну ты и стерва!». И как отлегло. Поняла, что могу и это сыграть. Главное – не заиграться и не перенести это в повседневную жизнь…

Валерий Баринов:

«Я - азартный человек. Во всем. В работе, в игре, в любви»

В конкурсной программе Леонтьевского фестиваля еще один популяный российский театральный и киноактер Валерий Баринов представил сразу два игровых фильма, в которых сыграл главные роли – «Дом ветра» и «Мужская женская игра». Пока на малой сцене Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова зрители смотрели «Дом ветра», сам Валерий Александрович до творческой встречи с поклонниками успел посмотреть небольшой фрагмент спектакля «Скрипач на крыше» гастролирующего сейчас в Ульяновске Казанского Академического Русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова. А потом попросил журналистов нашего портала провести ему небольшую экскурсию по Венцу. Во время нашей часовой прогулки-беседы узнававшие актера земляки то и дело останавливали Валерия Александровича, благодарили за роли и просили сфотографироваться.

- В Москве вам наверное еще сложнее предвигаться пешком по улицам?

- В столице я преимущественно езжу на автомобиле с личным шофером. А если приходится спуститься в подземку, проехать на метро или прогуляться пешком – ничего страшного. Там иной ритм жизни. Люди слишком заняты собой, чтобы лишний раз оглядеться по сторонам. Так что им не до того, кто там рядом с ними – Баринов, Домогаров или даже сам Киркоров. Даже темные очки одевать и шапку на самые глааза до бровей надвигать не обязательно. Мы вот сейчас идем по площади Ленина и я вспомнил, как приехал в маленький еврейский городок к друзьям. А там такая же огромная площадь как ваша. И также трибуны со скамейками по периметру. Вышли мы в выходной день на эту площадь погулять. Полно евреев. А они очень громко разговаривают, и по всей площади стоит равномерный гул. И вдруг он стихает. Тишина зловещая. Я спрашиваю у друзей: «Что такое?» «А это они тебя узнали», – отвечают мне. Я не верю. И мне объяснили, что у коренного населения необыкновенная и неистребимая любовь к русскому кино. Подбегает дама: «Вы Баринов?» «Я». И она повернувшись на всю площадь: «Я-таки вам что сказала!» А вы говорите: Москва...

- Помню, в столице на премьере фильма Ларисы Садиловой «Ничего личного» вы оговорились о забавном комплименте, который кто-то сделал вам однажды: «Ты удачно постарел».

- Да уж. И главное, что ведь в точку попали. Во второй половине жизни, я стал так востребован в кино и снимаюсь с такой скоростью... Об этом в первой половине жизни я мог только мечтать. Я все время жду момента, когда это должно кончится. Уже 45 лет жду. И вместе с тем все это время уверен в себе. Такая странность... Другой вопрос, что есть фильмы, в которых я снимаюсь, а есть те, в которых меняю жизнь на деньги. Могу пояснить. Я из поколения, привыкшего хорошо выполнять всякую работу. Если ты слесарь, то будешь с одинаковым усердием и мастерством вытачивать и детальку для сортира, и деталь для боеголовки крылатой ракеты. В моей профессии то же самое. Правда, в ряде случаев я придумал себе своеобразное оправдание: за плохие роли беру дороже.

- Сериал «Ранетки» и «Самый лучший фильм» из этой серии?

-С «Самым лучшим фильмом» произошла подмена, перевертыш. Меня не пришлось уговаривать в нем сниматься. Идея ребят из «Камеди клаба» сделать пародию на все российские блокбастеры сразу мне понравилась и меня увлекла. И я профессионально делал на съемочной площадке свою работу, за которую мне не стыдно. Но когда увидел результат на экране, пришел в ужас. В этой картине всего два профессиональных артиста: я и Армен Борисович Джигарханян. Остальные – «камедиклабовцы», которым актерскому мастерству еще учиться и учиться. Что касается «Ранеток», там такая история. Меня позвала в этот сериал та же команда, с которой мы вместе снимали «Кадетство». После которого конкурсы на поступление в суворовские училища выросли вдвое, а то и втрое. И это я считал главным положительным качеством «Кадетства». И в «Ранетки» я шел, чтобы привлечь внимание к проблемам школы. Особенно после вышедшего на телеэкраны пасквиля «Школа» Валерии Гай Германики. Я-то знаю, что в наших школах все страшнее и вместе с тем проще, чем в сериале у Леры. Но, в общем, «Ранетки», как «наш ответ Чемберлену» вышел куцым и невнятным. И не моя в этом вина.

- А чья по-вашему?

- Системы. Той ситуации, которая сложилась везде и в кино, в частности. Вот говорят о возвращении цензуры. А я убежден: самоцензура творца лучше всего. Ведь что происходит. Человек один раз показался на экране и уже звезда. А некоторые сначала присваивают себе это звание и только потом звездами становятся. В этом я вижу губительную роль телевидения, как главного в нашей стране средства обдуривания и зомбирования великого народа. Мне было очень жалко этих мальчиков, которые снимались в «Кадетстве». Они моментально стали «звездами». Получали больше своих родителей. Смогли купить себе дорогие машины. Но актерами-то пока не стали. К счастью они поняли, что надо учиться профессии. К сожалению, не все.

- А с театром у вас как?

- Театр я называю своей реанимацией. Стоящей мне колоссальных денег, но бесплатной для самого театра. Здесь я получаю меньше, чем мой водитель. Месячная зарплата в театре у меня меньше, чем гонорар за три съемочных дня. Но я и иду в театр не за деньгами. Выхожу на сцену, чтобы быть счастливым. Когда зритель во время спектакля «умирает» с тобой, вы дышите в одном ритме, – это счастье артиста! Иногда очень трудное счастье, поскольку требует неимоверных затрат, как в спектакле «Скрипка Ротшильда», где я играю главную роль Якова и к которому я по нескольку дней до показа в ущерб своей органике коплю в себе злость, чтобы вечером неистовствовать на сцене... Интересная тенденция сейчас вырисовывается. Выросло новое поколение зрителей, не научившееся аплодировать и кричать: «Браво!» Вместо этого они восторженно свистят. Приходишь домой, родные спрашивают: «Как спектакль?» «Опять освистали», – говорю. Значит все нормально, фурор. И это тоже тлетворное влияние современного телевидения на молодежь.

- Вы известны, как футбольный болельщик «Локомотива». Почему именно эта команда а не более модные «Спартак», «Динамо», ЦСКА?

- Я вырос и провел детство в Орле. Моим близким товарищем по всем юношеским играм был Юра Семин, будущий главный тренер красно-зеленых на протяжении без малого двадцати лет. Наши родители дружили, мы учились вместе. Так что все логично. Он ходил на все мои спектакли, а я на все матчи «Локомотива». Увы, случилось так, как часто случается в России в последнее время. Юрия Павловича ушли. На его место пришел варяг хорват Славен Билич. И у меня, как и умногих болельщиков команды, появились к ней большие претензии. Как, впрочем, и ко всей российской сборной по футболу вообще.

- Слышал вас не рекомендуется брать «на слабо». Однажды за ночь вы на спор выучили 113 страниц текста. Вы вообще азартный человек?

- Очень азартный. Во всем. В работе, в любви, в игре. Я же завсегдатай казино. Поэтому был и остаюсь противником закрытия игорных заведений. Конечно, негоже превращать Москву в Лас-Вегас. Но закрыть все и повсюду – другая крайность. Оставьте пару-тройку игорных домов, но сделайте их минимально доступными. Вот выход... Мне однажды знакомый психоаналитик сказал: «Ты можешь пить и играть, сколько хочешь. У тебя существует сильный психологический стопор. Как только ты почувствуешь, что бебя заносит и этот занос угрожает благосостоянию твоих близких, от азарта и следа не останется». Поэтому я и играю, не пригрываясь по-крупному. И пью – люблю это дело – без угрозы спиться...

- От фильма «Дом ветра», который вы представляете в Ульяновске на Леонтьевском кинофестивале в программе Первого канала «Закрытый показ» многие, включая самого ведущего Александра Гордона, не оставили камня на камне. Но ведь фильм неплохой. И Гордон – неглупый человек. В чем феномен?

- Не хотелось бы об этом говорить и ту передачу вспоминать. Считаю, что со стороны Саши Гордона это была обычная зависть. Сам он не состоялся как режиссер. И актер так себе. Остается обхаивать других. Да и «эксперты», которые против, там были – сплошные «профессионалы» типа Сергея Белоголовцева из КВН. У этих людей еще хватило дерзости сказать, что нравиться наша картина может только идиотам. И среди этих «идиотов» оказались умнейшие люди: Алла Сурикова, Егор Кончаловский, Евгений Киндинов, Евгений Герасимов...

- Вы ведь дружили с нашим земляком, актером Анатолием Устюжаниновым, воплотившим на сцене и экране образ Ленина?

- Мы познакомились на съемках фильма Сергея Бондарчука «Красные колокола». Я совсем молодой играл Николая Ильича Подвойского, а Устюжанинов – естественно Ленина. Крепко сдружились. Он умница был, величайший энциклопедист. Образованный и начитанный человек, знавший Ленина буквально назубок от корки до корки. А это три десятка толстых томов. Помню, как на съемках Сергей Федорович иногда по доброму подначивал: «А что Владимир Ильич говорил по этому поводу?» И устюжанинов находил точную цитату за достоверность которой можно было ручаться. В этот приезд в Ульяновск я с огорчением и скорбью узнал, что Анатолия Ивановича не стало... Он ведь еще и человек острого и оригинального чувства юмора был. Помню в 1990-х я с театром имени Пушкина приехал в Ульяновск на гастроли. И мне за кулисы принесли записочку от Устюжанинова: «Николай Ильич (я же Подвойского играл), Владимир Ильич занемог, лежит в больнице и будет не против, если вы его навестите...»

- Вы ведь еще известны тем, что можете найти общий язык с любым животным?



- Тут ведь дело в чем? Просто не надо им потакать. У одних моих знакомых за границей была кошка Бетси. Упрямая, своенравная. Хозяйка от характера домашнй любимицы на стену лезла. И лишь ко мне Бетси ластилась, ласкалась. Хозяйка давалась диву и умилялась. А до этого, когда Бетси на меня выпендрилась, я ей так наподдавал... И она поняла, кто «в доме хозяин». С человеком иногда тоже полезно поговорить с позиции силы... Кстати в той заграничной поездке мне почему-то надарили дефицитных тогда в России памперсов. И я через таможню провозил их целую тележку. Все смеялись. А, вернувшись в Москву, узнал, что у меня родилась дочь. Как знали...

- Валерий Александрович, вы готовы к 24 декабря 2012 года?

- Это к очередному концу света что ли? Дел у меня других нет к нему готовится. Это вообще большое свинство со стороны современного человечества полагать, что на нас все закончится. У нашей планеты есть еще пять миллиардов лет. И если люди не проживут их достойно, то конец света внутри каждого конкретного человека может наступить в любой момент. Верить надо. И не пакостить. Меня вера всегда спасала. У меня крестик на груди. Ежегодно я его освящаю в Иерусалиме. Не так давно в Киеве для одного фильма снимали сцену в лифте. В кадре у меня грудь нараспашку. Режиссер просит: «Сними крест временно. Для твоего персонажа он не нужен». Снимаю, кладу в карман, и лифт застревает. Я часа два просидел, пока в выходной день нашли бригуду монтеров на другом конце города. Потом меня как озарило. Достаю крестик из кармана, вешаю на шею. Лифт едет...

Сергей Серегин: «Мультфэнтези в России еще не было. Мы – первые»

45-летний новосибирский журналист Сергей Серегин в 1993 году профессионально занялся анимацией. И на сегодняшний день у него, не считая шести полнометражных документальных проектов, четыре мульта. Включая снятый в 2009 году и нашумевший в Москве «День рождения Алисы» Кира Булычева, в котором одного из персонажей капитаншу космического корабля озвучила мечта мальчишек 80-х годов ХХ века Наталья Гусева-Мурашкевич, сыгравшая Алису Селезневу в «Гостье из будущего». Сегодня в рамках фестиваля в Ульяновске Сергей давал мастер-класс в драматическом театре им. И. А. Гончарова, где накануне с удовольствием посмотрел спектакль «Семейный портрет с посторонним» гастролирующего Качаловского театра драмы из Казани.
- «День рождения Алисы», к сожалению, почему-то провалился в широком российском прокате за пределами МКАД, – не скрывает режиссер. – Но зато очень хорошо разошелся на носителях и в Интернете, где у меня завязалось тесное общение с поклонниками нашего мультфильма. И именно это общение натолкнуло меня на мысль о новом полнометражном анимационном проекте, которым мы сейчас и занимаемся. Его рабочее название – «Тайна Сухаревой башни». Это такое русское анимационоое фэнтези, жанр, с которым провалы в кинопрокате уже не страшны априори. Такого еще не было в России. А для души рекомендую свой мультфильм «Белолобый» по чеховским рассказам. Егомы той же компанией для своей души сняли два года назад.

Между тем, покинувший накануне наш регион гость фестиваля, актер и телеведущий Евгений Меньшов накануне отъезда признался нашему порталу, что, будучи уроженцем соседнего Нижнего Новгорода (Горького) в детстве он однажды сбежал из отчего дома в наш город родину Ленина посмотреть. Но был снят с поезда в родной губернии. И вот лишь спустя полвека детская мечта Евгения Алексанровича сбылась.


Иван Собакин.

Фото Ярославы Евдокимовой.