
В минувшую субботу, 26 мая в Ульяновске стартовал IV Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра «От всей души» им. В. М. Леонтьевой. За первые фестивальные дни на 15-ти площадках региона жители Ульяновской области увидели полтора десятка игровых и документальных фильмов конкурсной программы. И десять внеконкурсных работ. Состоялась презентация нового проекта «Машины сказки» от создателей популярного анимационного цикла «Маша и медведь». Прошло представление лучших короткометражных фильмов 2012 года – лауреатов и участников престижного Российского Открытого фестиваля анимационного кино в Суздале. Начал свою работу Летний кинотеатр во «Владимирском саду». В гости к ульяновцам приехали российские и зарубежные звезды театра, кино, анимации и телевидения: Владимир Акопов, Валерий Баринов, Мурад Ибрагимбеков, Евгений Цыганов, Александр Песков, Владимир Гостюхин, Марина Яковлева, Лариса Вербицкая, Зинаида Кириенко, Оксала Мысина, мультипиликатор из Германии Харальд Будде, его российский коллега Сергей Серегин и многие другие. В день открытия фестиваля министр искусства и культурной политики региона Татьяна Мурдасова назвала нынешний Леонтьевский фестиваль глобальным событием мирового масштаба...
Наш портал попытался успеть везде.
На открытии «глобального события мирового масштаба», не присутствовал губернатор Сергей Морозов, считающий фестиваль своим любимым детищем. Улетел в Москву на съезд «Единой России» и не успел вернуться даже к приему-фуршету. Так что по Звездной дорожке участники и гости «От всей души» поднимались без Сергея Ивановича и без председателя жюри, супруги главы региона Елены Морозовой. Елена Анатольевна недавно стала мамой, и домашние заботы для нее оказались приоритетнее.
Между прочим, последние два года фестивальное жюри возглавляла молодая московская киноактриса Вероника Лысакова. На сей раз ей, по официальной версии, помешали приехать неотложные дела, связанные с учебой и работой в кино. По неофициальной – Вероника на прошлогоднем кинофоруме в Ульяновске проявила неслыханную дерзость и самостоятельность мышления, что в нашем регионе недопустимо. И от дальнейших услуг строптивой звездочки под благовидным предлогом было решено впредь отказаться. В жюри вошли бывший глава ульяновской культуры Геннадий Журавлев (которого на церемонии открытия явно неподготовленная ведущая Елена Сафронова, оговорившись, назвала заслуженным артистом России), библиотекарь Людмила Белозерова, актер-кукольник Андрей Козлов, музейщица Елена Сергеева и краевед-колобковед при региональной власти Сергей Петров. И ни одного киноведа, что, в общем-то, по меньшей мере, странно. Как странно и то, что на логотипе фирменных фестивальных маек под броской надписью «К нам едут» красуются лица тех «участников» форума, которые в Ульяновск и не собирались вовсе: Никиты Михалкова, Нонны Гришаевой и Александра Гордона. А с вступительным словом в фестивальном буклете в статусе Министра культуры РФ обратился Александр Авдеев. Хотя к тому времени уже несколько дней как ведомство возглавлял Владимир Мединский.
Но это так, казусы...
Анна Тараторкина: «Актеры тоже плачут»
В субботу ульяновцам показали внеконкурсный, но уже нашумевший фильм «Мамы». А в рамках конкурса земляки увидели последний прижизненный фильм известного режиссера Сергея Говорухина «Земля людей» представила одна из самых известных начинающих российских кинозвезд и дочь своего отца «Главного Раскольникова СССР» Анна Тараторкина.
Фильм ставит перед зрителями мучительные вопросы: «Можно ли ради большой Цели изменить себе или хотя бы пойти на, кажется, незначительные уступки?» «Стоит ли так стремиться на обложки глянцевых журналов?» «Принесет ли это долгожданное счастье?» Анна Тараторкина играет одинокую и несостоявшуюся женщину (для этой роли в кадре она специально выглядит старше, так что многие из близких и друзей на экране ее просто не узнают), приехавшую в российскую столицу в поисках человеческой теплоты, желанной работы и творческого воплощения... После конкурсного показа мы побеседовали с Анной Георгиевной.
- То, что вы появились на свет в семье популярного актера театра и кино Георгия Тараторкина и Екатерины Марковой, исполнительницы роли Гали Четвертак в культовом фильме «А зори здесь тихие» предопределило вашу актерскую судьбу?
- Нисколько. Разве что на генном уровне. Я с большой долей вероятностью могла не стать артисткой. В детстве абсолютно не была актерским ребенком. Не росла за кулисами, меня не таскали с собой по съемочным площадкам. Хотя родители редко бывали дома. Моим воспитанием занимался брат Филипп, он старше меня на восемь лет. Сейчас он священник. Я долгое время мечтала быть врачом. Только недавно выяснилось, что на моем генеалогическом древе есть ветвь сибирских травников. Отсюда, наверное, и любовь к медицине, природу не обманешь. Но у меня с детства непонимание точных наук – математики, физики, химии. Так что путь в медицину мне оказался заказан. Потом я думала о карьере журналистки. Одно время мы с братом от скуки, пока родители играли, «издавали» домашний журнал в виде стенгазеты, где описывали все семейные события. Мы даже делали фотографии и печатали их для нашей газеты. Это было здорово. Родители видели меня филологом. Но в результате я пошла по их стопам. Кстати, в Высшем театральном училище имени Щепкина со мной какое-то время учился мальчик Костя, который перевелся к нам из вашего города. Это все, что связывает меня с Ульяновском. Я прошлась по вашим улицам и набережным. Город мне очень понравился. Я бы хотела здесь пожить, с полгодика не больше.
- Вашей первой профессиональной ролью стала Корделия в спектакле «Король Лир», где главного героя сыграл легенда отечественного театра и кино Михаил Козаков. Работа с мэтром была больше интересной или сложной?
- Сложностей не было никаких. Скорее, Ответственность с большой буквы. На нашем курсе, где учились многие младшие представители известных театральных династий (Ильин, Коршунов), ребята начали играть, еще не закончив «Щепку». Причем и меня, и моих однокурсников брали сразу в несколько столичных театров. Мы показывались по несколько раз в день. Гонка была такая, что одного из самых мужественных парней с нашего курса, нынешнюю звезду сериалов «Братаны» и «Закрытая школа» я однажды под вечер застала буквально рыдающим от усталости. Он реально плакал и долго не мог остановиться. Это было на грани истерики. Я же ввелась на роль Корделии в «Короле Лире» с двух репетиций. Сначала мы встретились с Михаилом Михайловичем Козаковым. Это была своеобразная репетиция. Мы не столько повторяли реплики и обговаривали характер взаимоотношений наших персонажей, сколько этот легендарный актер и режиссер рассказывал о себе. Было очень интересно. Вторая репетиция была сценической. Мы прошли спектакль почти до половины и все. А на следующий день я вышла на сцену. Для меня стало символичным, что мой профессиональный актерский дебют состоялся на сцене именно Театра Моссовета, где всю жизнь играл папа. Хотя для постоянной работы я выбрала Российский Академический Молодежный театр.
- И с Говорухиным-младшим вы успели встретиться и поработать до его трагического ухода? Что вспоминается чаще всего?
- Как непросто было с Сергеем Станиславовичем. Так нелегко мне еще никогда в жизни не было. Он оказался склонен к тирании. Но к благородной тирании, работающей на общий замысел. Импровизация не приветствовалась вообще ни в каком виде. Он точно знал, чего хочет в каждом конкретном эпизоде и требовал от актеров армейского подчинения. Это была потрясающая актерская школа для меня. Теперь мне в кино уже ничего не страшно.
Евгений Меньшов: «К телевидению и песням у меня большие претензии»
Основную программу открытия фестиваля провели популярный актер и телеведущий, звезда фильма «Мелодия на два голоса», сериала «Александровский сад» и телевизионной «Песни года» Евгений Меньшов со своей молодой супругой, теледивой Ольгой Грозной. От нашего портала Евгений Александрович не утаил ничего.
- Ваша творческая судьба схожа с судьбой многих ваших коллег по телевидению. В частности, с судьбой самой Валентины Михайловны Леонтьевой. Как и она, вы учились на театрального актера, а стали человеком ТВ. Но в отличии от других, вы не повязали себя с телеэфиром, но продолжили и актерскую карьеру. Почему?
- Сподобил мой педагог, мастер моего курса в театральном вузе, ученик самого Станиславского, мхатовец Виктор Яковлевич Станицын. Очень мудрый человек, однажды и навсегда внушивший мне, что я в первую очередь актер, а все остальное ложно. Он же меня и от МХАТа в свое время уберег. Хотя мы еще студентами выходили в массовках и небольших ролях на сцену легендарного театра. И меня в числе прочих звали туда работать, после учебы. Тогда МХАТ только возглавил Олег Николаевич Ефремов. Но Станицын сказал: «Иди в тот театр, где тебе предложат больше в творческом плане. После смерти Станиславского МХАТ стал кладбищем талантов и долгое время им был. Здесь ты еще долго не получишь достойной роли». И «сосватал» меня в Московский театр имени Гоголя, где я поработал долгие годы, и где состоялась моя по-настоящему головокружительная и завидная карьера.
- Почему вы в результате ушли из «Песни года»?
- Не захотел больше работать в этом проекте в частности и на телевидении вообще. К современному телевидению, как и к современной песне, у меня большие претензии. Не хочу иметь к этому отношения и в этом участвовать.
- Правда ли что определенную роль в вашем с Ангелиной Вовк уходе из этого телепроекта сыграла Примадонна?
- Правда. И не определенную, а главную. Мы с Линой без малого двадцать лет вели эту передачу. Когда за нее взялся композитор и продюсер Игорь Крутой, мы примкнули к нему. Были с Игорем в самый сложный период его жизни ссоры с главой Первого канала Константином Эрнстом и ухода на вторую кнопку. Они тогда ссорились в духе разборок «лихих 90-х». А в 2006 году на канал «Россия» в «Песню года» художественным руководителем проекта пришла Алла Борисовна, которая при ближайшем рассмотрении оказалась человеком властным и не терпящим пререканий. Я тогда не знал, что это свойственно женщинам-Овнам. С первого нашего совместного эфира Алла Борисовна начала выдавливать нас из эфира. В итоге, не вытерпев, мы с Вовк развернулись и ушли. Крутой потом звонил и извинялся. А толку?..
- А что это история, когда вы со своей независимостью на один эфир умудрились изменить скандальную концепцию и «желтый» стиль программы Андрея Малахова «Пусть говорят»?
- В феврале, когда я отмечал свое 65-летие, ко мне обратились с Первого канала и с «России» с одинаковой просьбой – отпраздновать юбилей именно в их эфире. Редакторам «Пусть говорят» я сразу сказал: «Не ваш формат. Скандалов не будет!» Но они стали меня уговаривать, пообещали, что все будет пристойно. Я согласился отказать «России» в пользу Первого, но с одним непременным и обязательным условием: «Если что-то пойдет не так, возникнет хоть малейший намек на скандал, я встану и покину эфир». Договорились. Прихожу в студию. Первый вопрос Малахова, и я понимаю, что сейчас начнется рытье в нижнем белье. Мягко намекаю, что собираюсь говорить о другом. Малахов со смехом: «Ну, это вы студией ошиблись». Я уже собираюсь встать, чтобы уйти, как режиссер записи дает команду «Стоп». Андрей слушает, что ему говорят в специальный наушник, у него вытягивается лицо. Но дальше программа идет по моему сценарию и без нежелательных сюрпризов, которые я не люблю. Мне действительно потом говорили, что я на один раз изменил «лицо» этой программы. Но за выпуск «Пусть говорят» с моим участием Константин Эрнст, как мне потом рассказали, всем, кто делает программу, прислал по смс: «СПАСИБО!!!!!»
- И все равно, как-то не верится, что вам 65.
- У меня гены хорошие. Мама выглядела моложе на 20 лет, чем была, до самой смерти. Я не моложусь специально. Не курю. Достаточно профессионально играю в футбол. Пью только качественное красное вино в небольших количествах. Кстати, не так давно на своем опыте убедился, что итальянские вина, считающиеся почему-то лучшими, пить невозможно. Были с женой на шоппинге в Милане, заехали в Рим и купили несколько бутылок местного вина. Приехали в Москву, я отпил глоток, и все остальное вылил в раковину. Наши вина лучше.
- 2006 год был для вас очень тяжелым. Как справились, пережили депрессию. Вы сильный человек?
- Шесть лет назад я похоронил свою первую жену Ларису, с которой мы прожили душа в душу 18 лет. Известие о том, что у нее рак шейки матки, прибило меня к земле. Лечение в лучших израильских клиниках не помогло. Ларисы не стало через неделю после того, как мы отпраздновали ее 43-летие. Депрессия от того, что я не сделал все возможное для спасения жены, накрыла с головой. Остаться сильным помогла как раз Оля Грозная. Мы к тому моменту были знакомы. Она вытащила меня и еще так долго была рядом, что сначала стала членом нашей семьи, а потом и моей второй женой.
- Говоря «наша семья», вы имеете в виду своего сына Сашу. Не сочтите за бестактность, вам удалось окончательно вылечить его недуг?
- Саша разговаривает, но по-прежнему заикается. И вряд ли это удастся вылечить до конца. Главное есть прогресс. С тех пор, как он в четыре года напугался клоуна, лопнувшего шарик, вообще долгое время не разговаривал. Специалисты-медики говорят, что задет какой-то нерв. Потом ему за заикание часто доставалось в школе. Даже от не очень умных педагогов, которые в открытую издевались над сашиным заиканием. Он замкнулся. Потом та же реакция была у него на смерть матери. Но все понемногу налаживается. Он уже взрослый, живет со своей девушкой отдельно. Я купил ему квартиру, подарил свой автомобиль.
- Ольга Грозная закончила с отличием знаменитую Финансовую Академию имени Плеханова. Жена-экономист наверняка находка для семейного бюджета?
- В точку попали. А если добавить к этому, что она прекрасная хозяйка... Мне снова повезло в жизни. Но недавно я узнал, что до знакомства со мной она вообще не умела готовить. Не поверил.
- У вас есть принцип, который помогает вам в жизни?
- Не то, чтобы принцип... Я часто вспоминаю один анекдот, рассказанный мне директором «Ералаша» Борисом Грачевским. Еврей приходит к раввину и жалуется на жизнь. Ребе долго слушает, потом говорит: «Или в киоск, покупай лотерейный билет под номером 58 и выиграешь миллион. Еврей так и делает. Становится миллионером и возвращается к раввину: «Ребе, как ты это сделал?» «Легко, – отвечает тот. – Ты пришел ко мне в седьмой день недели в восемь часов. Я помножил и получилось, что получилось». «Но ведь семью восемь – пятьдесят шесть!..» «Да?! А я как сказал?»
Игорь Ясулович: «В эротическом кино я не пионер»
В воскресенье в конкурсной программе поклонники кино из Ульяновска смогли увидеть новые фильмы «Реальная сказка», «Мужская женская игра», «Кастинг для злодея» и «Дом ветра». А вне конкурса были представлены новый российский полнометражный анимационный фильм «Иван Царевич и Серый Волк» и популярный фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года». Который в Димитровграде представил актер, сыгравший в этой картине свою первую кинороль научного сотрудника, а нынче любимый зрителями актер театра и кино Игорь Ясулович. В машине по дороге в «Атомград» наш портал и пообщался со звездой. Игорь Николаевич рассказал, что родился по соседству с Ульяновским регионом в Куйбышевской области:
- В чреве матери меня туда эвакуировали в первые месяцы войны. Я же родился через три месяца после ее начала. Отец мой – кадровый боевой офицер – уже бил к тому времени фрицев на фронте.
- В этом году ровно полвека как вы в актерской профессии. Что самое главное про нее вы поняли за это время?
- Ничего я в ней еще не понял. И это к счастью. Наше актерское ремесло самое уникальное и самое завидное. В нем можно учиться и постигать что-то новое каждый день до конца жизни. Так что задайте мне свой вопрос еще лет через пятьдесят.
- У Михаила Ромма вам повезло учиться во ВГИКе дважды – сначала на актерском факультете, а затем и на режиссерских курсах. Но, говорят, с вашим поступлением в главный киноинститут страны связана запутанная история?
- Да, я не нашел свою фамилию в списках поступивших. Хотя был уверен, что поступлю, ведь пришел из драмкружка, где вместе со мной занимались будущие звезды театра и кино Володя Коренев из «Человека-амфибии», Виталик Коняев... Мы с провалившимися сели в троллейбус, где я всячески пытался утешить остальных: пел, разыгрывал в лицах какие-то сценки, рассказывал анекдоты. И даже не предполагал, что в том же троллейбусе едут члены приемной комиссии, только что сказавшей мне «нет». А вот в общественном транспорте я им, видимо, приглянулся. Они замолвили за меня словечко перед Роммом, и в сентябре мне пришел вызов на учебу. Причем, меня буквально за уши тянули по общеобразовательным предметам на всех экзаменах. Потому что я с завидной периодичностью умудрялся заваливать и русский язык, и историю. Разглядели во мне талант в троллейбусе.
- Еще подростком ваш сын Алексей заметно и удачно снялся в фильмах «Однажды, двадцать лет спустя» с Натальей Гундаревой и «Отцы и деды», где его партнером на съемочной площадке был Анатолий Папанов. Как сложилась его дальнейшая карьера?
- Леша тоже стал артистом, и достаточно талантливым, на мой взгляд. Хотя он все равно немного в другую сторону ушел: стал заниматься монтажом, пытался что-то снимать как режиссер, даже был продюсером одно время. Кроме того, Леша – неплохой музыкант. А из его наиболее заметных работ в кино взрослого периода – король Карл в фильме «Мушкетеры тридцать лет спустя» и роль в фильме «Шекспиру и не снилось», где сын сыграл в компании Сергея Жигунова и «прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк.
- Детям моего поколения памятны ваши роли в фильмах для подростков, которые тут же становились суперпопулярными: «Айболит-66», «Гостья из будущего», «Мэри Поппинс, до свидания», «Мио, мой Мио». Эта публика, на ваш взгляд, благодарнее?
- Бесспорно. Ведь в этом случае они тебя любят и помнят и когда вырастают и становятся взрослыми. Они взрослеют с тобой. Я был свидетелем случая, когда великий Федерико Феллини, прогуливаясь по Риму и увидев ватагу итальянских пацанов с сожалением сказал: «А ведь это уже не моя публика. И никогда ею станет. Ведь я никогда не снимал детского кино...» В этой фразе маэстро и заключен ответ на ваш вопрос. И ощущение, что ты можешь исподволь воспитывать поколения детей в своей стране, – непередаваемое. И на озвучку в «Шрэке» согласился по той же причине. Я очень любил хулиганить, что-нибудь придумывая на съемочных площадках детских фильмов. Например, говорящего козла Наполеона в «Гостье из будущего». В сценарии он был говорящим бараном. Мне показалось, что козел смешнее. И я не ошибся. Кроме того, – и это чисто практический интерес – работа в детском кино помогала мне во времена безвременья в театре и во взрослом кинематографе. Вроде бы ролей серьезных не было, а работой при этом я всегда был загружен под завязку.
- Еще до появления самого термина «оборотень в погонах» вы первым в отечественном кино сыграли именно такого по фамилии Шакалов в одном из первых отечественных боевиков «Криминальный квартет»...
- Пожалуй, вы правы. Но тогда у меня и в мыслях не было бежать впереди паровоза. Сейчас бы я от подобной роли уже отказался. Не люблю работать на потребу. Для меня всегда в роли интересней содержательная составляющая, нежели ее актуальность. И в Шакалове я стремился рассмотреть в первую очередь человека.
- Даже в роли Суслова в сериале «Брежнев», которой вы протянули своеобразную символичную ниточку между своей родной Куйбышевской и нашей Ульяновской областью, откуда родом был главный идеолог СССР?
- И в роли Суслова тоже. Кстати, не знал, что он из этих краев. Обязательно бы приехал к вам раньше. Я ведь серьезно готовился к этой роли, материалы, где мог, по крупицам собирал. Суслов такой же человек, но при властной кормушке. Они во власти все человеки до поры до времени. Моим зятем был известный кинорежиссер Юрий Егоров. Я женился на его дочери, а он за это снимал меня и моего сына, своего внука во многих своих фильмах, включая «Однажды двадцать лет спустя» и «Отцы и деды». Шутка. Так вот, Юрий Павлович мне и открыл впервые глаза на Суслова. Когда тесть стал преподавателем ВГИКа и начальником Главного управления по производству художественных фильмов Комитета по кинематографии при Совмине СССР, он от Суслова неоднократно пострадал. Так что я знал, кого играю в «Брежневе».
- А что это за эксперимент с единственной в вашей творческой биографии женской ролью старухи в сериале «Печорин»?
- Мне это показалось интересным. Если, конечно, заниматься этим серьезно. Я больше всего боялся и не хотел эксцентрики при создании этого образа. Получилось, говорят убедительно.
- В одном из своих интервью вы назвали себя «пионером эротического кино» в нашей стране. Ваша роль в фильме «12 стульев» Гайдая имелась в виду?
- Да, но я тогда погорячился немного. Еще до того, как я сыграл небольшую, но памятную многим роль инженера Щукина, настоящим первопроходцем в области эротизма в советском кино стал Евгений Павлович Леонов в фильме «Полосатый рейс». Когда я прочитал сценарий, то даже не поинтересовался у Леонида Иовича Гайдая, надо мне раздеваться или нет? Если надо, значит, надо. Но намучился. Павильон «Мосфильма, жара под 30 градусов и я, облитый специальной химической пеной, которая нагревалась моментально и разъедала мне все, что можно. К сожалению роль инженера Щукина многим в основном и запомнилась по моей обнаженке.
- Вы подарили свой голос обвинителю с пластинки из фильма Станислава Говорухина «Десять негритят», которого сыграл Владимир Зельдин. А в популярных до сих пор «Трех мушкетерах» и всех продолжениях вашим голосом говорит Арамис в исполнении Игоря Старыгина...
- Ну не хотел бы я затрагивать эту скользкую тему. Все эти озвучания – случайность в моей жизни, не более того. Чтобы не поссориться с Игорем Старыгиным, я долгое время скрывал эту информацию. Ну, технологический брак при озвучании им самим себя самого... В кино такое бывает.
- Ваши профессиональные занятия пантомимой и акробатикой в молодости помогли вам в жизни?
- Ежедневный тренаж, акробатика, танец у балетного станка и специальные элементы биомеханики, вошедшие у меня в привычку на долгие годы, способствовали тому, что я научился без усилий играть задачу телом. И еще, никогда не боялся тяжелого физического труда. Поэтому и чувствую себя до сих пор хорошо, а не развалился от старости еще десять лет назад...
Земляк из немого кино
Фестивальный понедельник, 28 мая начался с конкурсного показа фильма «Кладоискатели». Сеанс был благотворительным для детей-сирот, детей из опекунских и приемных семей, воспитанников детских домов региона. Фильм представлял режиссер Николай Щербаков. А его коллега Леонид Фомин представил на конкурсную программу фестиваля свой новый фильм «Однажды со мной». Уникальным стал показ вне конкурса фильма «Обрыв» по одноименному роману нашего земляка Ивана Гончарова снятый еще в 1913 году Петром Чардыниным. Настоящая фамилия этого одного из первопроходцев синематографа (еще немого) в России – Красавцев. По другим источникам – Красавчиков. Этим человеком, снявшим за 23 года 140 фильмов, мы можем гордиться, поскольку отчасти Чардынцев тоже считается нашим земляком, поскольку все детство и юность провел в Симбирске.
А во второй половине понедельника в рамках фестиваля состоялся еще один триумф по-ульяновски. На конкурс была представлена первая игровая работа ульяновских кинематографистов этого года триллер «901 километр», о котором мы уже писали.
Продолжение следует...
Иван Собакин.
Фото Ярославы Евдокимовой.