В минувшие выходные дни исполнилось девять дней, как ушел из жизни бывший художественный руководитель и до последних своих дней Почетный президент Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ. И Международной премии имени Станиславского, педагог, теоретик и практик российского театра Юрий Копылов. Юрий Семенович, входивший в двадцатку лучших режиссеров России и в первую пятерку списка лучших худруков театров Поволжья, по сути, за почти четверть века руководства симбирской драмы завоевал свой почетный титул «Строитель театра». Именно во многом благодаря его подвижнической деятельности ульяновский театр получил негласный и неофициальный титул, но признанный многими статус «самого непровинциального в провинции». Юрий Копылов в памяти российских театралов останется думающим режиссером, постановщиком высокой пробы, художественным руководителем со своей неповторимой манерой работы, интуитивистом, умным и эрудированным человеком энциклопедических знаний. Гораздо меньше 69-летний Юрий Копылов был знаком широкой общественности с житейско-человеческой стороны. Наш портал в меру своих скромных сил сегодня восполняет этот пробел, добавляя лишь несколько штрихов к официальному портрету неизвестного Юрия Копылова.

Юрий Семенович, как Скорпион по гороскопу и интроверт (но отнюдь не флегматик) по складу характера в своих многочисленных интервью позволял себе рассказывать о самом личном, близком и теплом. Одно из первых таких интервью главрежа в отсутствие театра в августе 1995 года он дал вашему покорному слуге. Копылов только что вернулся из очередного отпуска, который традиционно проводил на своей малой родине в Краснодарском крае. Был приятно расслаблен, подвержен отпускной неге и словооохотлив. Прочитав все, что писалось о нем и ульяновском театре, в течение предыдущего сезона, он сам выбрал журналиста, с которым захотелось пообщаться на «пустяковые» темы. Та наша давняя беседа без малого 17-летней давности и легла в основу нижеприведенных ретроспекций.

Молочная «Диета» худрука

Когда Юрий Семенович в 80-х годах прошлого столетия только претендовал на должность нового главного режиссера симбирской драмы, он, представляя на суд художественного совета театра свою концепцию и перспективы его развития, обмолвился, что в прежних театрах «много и часто ставил Шекспира». На вопрос кого-то из членов худсовета о том, как принимала публика его постановки по бессмертной шекспировской драматургии, Юрий Семенович, согласно легенде, честно ответил: «Не ходила. Не понимала». Этот ответ решил судьбу Копылова, и он остался в Ульяновском драматическом. И, занимаясь еще и просветительской деятельностью, воспитывая зрителей наряду с актерами, научил ульяновскую публику понимать, ценить и любить не только Шекспира, но и Чехова, Островского, Толстого, Гауптмана, Ибсена, Мольера, Гольдони, Сартра и другую высокую драматургию.

Первым и самым длительным местом проживания нового главрежа симбирской драмы в Ульяновске стал дом на улице Гончарова рядом с кукольным театром. Поскольку жили мы тогда в соседних домах, часто встречались в расположенном неподалеку магазине «Диета», куда Юрий Семенович каждое утро ходил за молоком, сметаной, кефиром. В своем интервью он так объяснял этот свой ежедневный ритуал:

- Это единственное, что я делаю по дому. В семье только я ем молочные продукты. Поэтому моя супруга Людмила Михайловна Гаврилова (главный режиссер областного театра кукол - прим. авт.) избавлена от обязанности готовить мне завтрак. Я не гурман. И готовлю тоже неважно. Картошка, яичница, чай – предел моих кулинарных возможностей. До высшего театрального образования я успел окончить техническое училище по специальности токарь-универсал и даже поработал на одном режимном заводе в Екатеринбурге, выпускающем корпуса для ракет ближней и средней дальности. Но, хотя и токарь, боюсь и не люблю бытовой техники. Так что если бы не Людмила Михайловна, я давно умер бы где-нибудь не необитаемом острове. В семье я вообще отдыхаю от организаторских дел. Людмила Михайловна и режиссер, и директор нашего домашнего театра.

Свобода для «представителя номенклатуры»

- Ваш стиль одежды: классический, романтический, спортивный?

- Я одинаково свободно чувствую себя и в элегантном костюме, и в майке с джинсами. Я продукт своего времени. С одной стороны, представитель номенклатуры, с другой – очень хочется свободы.

- Вы любите планировать или живете спонтанно?

- Конечно, планирую. Но всегда оставляю место для импровизации. Не могу долго существовать даже в сознательно заданном режиме. Все время соскакиваю, к счастью.

- Недавно вашему самарскому коллеге на юбилей подарили автомобиль...

- Ну, так ему уже 80 лет. Хотя я не против получить машину к какому-нибудь из своих юбилеев. Сам, правда, боюсь водить. Но пускай Людмила Михайловна рулит. Будем на работу через железнодорожный вокзал ездить. Мы же живем в пяти минутах ходьбы от театра...

А вот еще пара-тройка выдержек из того давнего интервью, предельно кратко, лаконично, но при этом полно характеризующих Копылова-человека.

- В отпуске я позволяю себе расслабиться с детективом в руках. Они очень быстро читаются, и за отпуск я осиливаю их несколько десятков... Вот только отдыхать, к сожалению, не умею. Поэтому мне тяжело восстанавливаться в конце театрального сезона, когда уже плохо работают сердце, голова, сдают нервы.

- Редко кому удается увидеть вас улыбающимся.

- В последнее время я стал добрее и мягче чем раньше. Могу посмеяться от души над самым простым анекдотом. И тут же его забыть. Необходимо изредка разряжаться...

- Я не умею общаться с детьми, хотя несколько лет возглавлял ТЮЗ в Орле.


«Кнут и пряник» Мастера

Несмотря на свое «неумение общаться с детьми», Юрий Семенович много лет до последних лет своей жизни набирал, вел и выпускал актерские курсы на факультете культуры и искусства Ульяновского госуниверситета. Это был педагог с очень своеобразной манерой преподавания. Бывшие студенты Копылова вспоминают его школу как метод кнута и пряника. Метода Копылова обросла легендами. Вроде той, когда однажды в пришедшего неподготовленным на занятия к Мастеру студента Юрий Семенович хотел метнуть тяжелым табуретом. Вернее сделал вид, что хотел. А после занятий подошел к проштрафившемуся школяру-студиозусу и, по-отечески приобняв за плечи, ласково и проникновенно сказал: «Ты не обижайся, я же все равно тебя люблю. И это (стул - прим. авт.) было любя...»

Редко миндальничал Юрий Семенович и с актерами в процессе выпуска нового спектакля. Но даже в своей неистовой требовательности любил своих артистов. Даже в гневе был виртуозом. Очевидцы вспоминают, как на одной из репетиций Копылов, рассердясь, так стукнул кулаком по столу, что пустой стакан из-под чая подпрыгнул, перевернулся в воздухе и опустился на прежнее место, как ни в чем не бывало. Первым и громче других над этим «кульбитом» хохотал потом сам худрук симбирской драмы.

Сцена – его настоящая жизнь

В одном из последних прижизненных интервью Юрий Семенович Копылов с грустью и болью признался:

- Ощущение конца – оно все ближе. Это трагическое мироощущение, предощущение катастрофы.

И добавил парадоксальное:

- Все-таки сцена – загадочная штука. Только там – настоящая жизнь. В жизни реальной надо жить с закрытыми глазами...

Но сам с «широко закрытыми глазами» не жил никогда. И нам прозревать помогал.


Ярослав Щедров.