С 1 апреля в Ульяновской области действует ограничение на движение по региональным дорогам большегрузного транспорта (с нагрузкой более 5 тонн на ось). За первые четыре дня запрета в областной бюджет поступило 500 тыс. рублей штрафов за проезд без соответствующего разрешения. По мнению экспертов по логистике, такой подход власти к решению дорожных проблем просто «неадекватен».

Приказ Росавтодора от 24 января 2012 г. запрещает в течение месяца передвигаться по ряду участков федеральных и региональных трасс автомобилям с нагрузкой более 5-6 т на ось (при двухосной тележке). Напомним, что подобные ограничения вводятся ежегодно с 2009 г. В этом году в Ульяновской области запрет будет действовать с 1 по 30 апреля. Как поясняют областные власти, в весенний период дороги наиболее подвержены разрушению, поэтому необходимо предотвратить силовое воздействие на них — ограничить движение большегрузного транспорта. Как пояснили порталу 73online.ru в Министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области для передвижения в этот период по региональным дорогам, перевозчикам необходимо получить специальное разрешение: «Сейчас выдаются специальные разрешения (прим. редакции - уже выдано 56) и это отслеживается ГИБДД. Те же автомобили, которые продолжают работать без него, будут оштрафованы. Уже сейчас выписано штрафов на сумму 500 тыс. рублей и эти средства идут в областной бюджет».

Как отмечает эксперт по логистике «Lobanov Logist» (Москва) Николай Лобанов: «Не смотря на то, что запрет действует уже не первый год, ранее никто его не исполнял. Сейчас же вводится усиленный контроль за его исполнением». Г-н Лобанов никак, по-другому, кроме как «палочной дисциплиной» данные ограничения не называет, подчеркивая, что взимаемые штрафы слишком велики. Более того, эксперты обращают внимание, на то, что нагрузку в 5 т на ось имеет пустой автовоз, и компенсацию за «перевес» - приходится платить практически всем.

Солидарны с Николаем Лобановым и ульяновские перевозчики. Как сообщил порталу руководитель одной из логистических компаний города, пожелавший остаться неназванным, запрет ощутимо сказывается на финансовом состоянии фирмы: «Особенно теряем на банальных штрафах, а ложится это все на плечи перевозчиков и клиентов, владельцев грузов».

При этом перевозчики, в пику областным властям, уверены, что ни сам запрет на движение, ни штрафы, поступившие в региональный бюджет, не улучшают ситуацию на дорогах. Как отметил директор все той же ульяновской фирмы: «Я с таким обоснованием и методами не согласен, конечно. Не думаю, что это может изменить ситуацию каким-то коренным образом. Да и не факт, что именно из-за большегрузного транспорта происходит разрушение дорог. Дело просто в их ненадлежащем качестве».

«Запреты и санкции должны быть адекватны тем дорогам и тому бизнесу, который существует в стране», - поддерживает его Николай Лобанов.

Судя по всему, не пострадают только крупные перевозчики, располагающими альтернативными средствами доставки грузов. Главный инженер транспортной компании ООО «ТК-Русстранспорт» Октай Гаджиев: «У нас более задействованы железнодорожные перевозки, и такие запреты нас не касаются. Главное, чтобы мы соответствовали своим показателям и требованиям на железных дорогах. Что касается автоперевозок — на разработку дополнительных маршрутов у нас уходит от недели до двух».

Участники рынка автоперевозок не озвучивают сумму ущерба от введенного запрета, и то насколько увеличиваются затраты за счет разработки альтернативных маршрутов. Однако, отмечают, что сами затраты, в конечном итоге, ложатся на плечи потребителя, поскольку включаются в стоимость товара.


Справка 73online.ru

Размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства оценивается от 240 до 3255 руб. (на 100 км.);

Размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок: от 5260 до 27330 руб. ( на 100 км)

Анна Соколова