Министерством образования Ульяновской области подведены промежуточные итоги реализации ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) на территории региона.

18 февраля в Ульяновском государственном педагогическом университете было проведено Региональное совещание «Внедрение государственного образовательного стандарта начального общего образования: модернизация условий, форм и методов образования».

На конференции присутствовали представители руководители муниципальных органов управления образования, учителя начальных классов, руководители методических объединений, представители родительской общественности, и студенты старших курсов

Напомним, В Ульяновской области внедрение новых образовательных стандартов в «пилотном» режиме началось с 1 сентября 2010 года, график их внедрения рассчитан на 4 года и предусматривает создание необходимых условий по направлениям: нормативно-правовое обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровое и информационное обеспечение.. В настоящее время доля школьников, перешедших на обучение на ФГОС, составляет 12,3%. За 2010-2011 учебный год опубликованы 10 методических пособий с рекомендациями по разработке основной образовательной программы, использованию учебников при переходе на стандарты нового поколения, по разработке нормативно-правовой документации в образовательном учреждении, по организации внеурочной деятельности. В «пилотных» образовательных учреждениях апробирована модель сетевого взаимодействия учреждений общего образования и учреждений дополнительного образования в части организации внеурочной деятельности.

В 2011 году образовательные учреждения получили возможность развивать систему внеурочной деятельности, как в сетевом варианте, так и непосредственно в образовательном учреждении. За последнее время по данным программам обучено более 8500 человек. Ключевая идея нового стандарта – общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.

«Мы понимаем, что реализации новых образовательных стандартов требует наличия соответствующей материально-технической базы» - отметила Министр образования Екатерина Уба. Для решения этой задачи Правительство Российской Федерации реализует комплекс мер по модернизации региональных систем общего образования.

В Ульяновской области были определены стратегические направления, достижение которых обеспечено путем решения системных задач в рамках областной целевой программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011-2015 годы. Утвержденный Правительством Комплекс мер по модернизации системы общего образования в 2011 году предусматривал предоставление в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджету Ульяновской области в объёме порядка 200 млн рублей.

На совещании также было определено, что необходимо внести изменения в систему переподготовки кадров и осуществить переход к модельной методике повышения квалификации педагогов, которое должно проходить внутри реального образовательного процесса, где педагоги могут с одной стороны наблюдать, как коллега решает педагогические задачи, а с другой - самостоятельно проектировать образовательные ходы. Особое внимание необходимо уделить и нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы.

Еще одним важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. Одним из возможных способов решения этой проблемы является подготовка и издание специальных информационных материалов для родителей и проведение мониторинга профессионально-общественного мнения относительно введения новых образовательных стандартов.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Социальное партнерство, сотрудничество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по таким направлениям, как непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми, в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе, оказание помощи организации внеурочных занятий школьников, разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач, а также профессиональное консультирование

Екатерина Уба добавила, что: «Ключевыми позициями должны быть не только включение родительской общественности в активный процесс формирования образовательных программ учреждений, но и подготовка качественно нового учителя, совершенствование системы методической работы на местах и внедрение единой системы оценки качества образования в свете новых стандартов».

Разработан целый ряд мероприятий, направленный на совершенствование процесса подготовки педагогических кадров к реализации ФГОС начального общего образования, среди которых: привлечение к деятельности факультета педагогики и психологии УлГПУ ведущих специалистов – разработчиков ФГОС, проведение встреч с представителями Министерства образования и ведущих образовательных учреждений города по вопросам реализации стандарта, организация сотрудничества с образовательными учреждениями, а также разработка программы-модуля повышения квалификации учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования.