Разговоры о возобновлении производства лучшего тяжелого транспортника в мире Ан-124 «Руслан», как пишет "Ульяновская правда", идут с 2003 года, когда в ходе работы шестого Международного авиационно-космического салона МАКС представителями России и Украины было подписано «Решение о первоочередных мерах по возобновлению серийного производства и поэтапной модернизации самолета Ан-124-100 на предприятиях Российской Федерации и Украины».

В марте 2005 года был даже утвержден бизнес-план проекта, а через год в рамках соответствующей программы на «Авиастаре» было решено открыть филиал АНТК им. Антонова. Однако спустя два месяца проект возобновления серийного производства был признан бесперспективным. В октябре 2006-го комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии Ющенко-Путин вновь принял решение продолжить его реализацию, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В январе 2007 года было создано совместное российско-украинское предприятие ОАО «Грузовые летательные аппараты», 59 процентов акций которого принадлежат российской авиакомпании «Волга-Днепр», 41 процент - украинскому ОАО «Мотор-Сич», изготавливающему авиационные двигатели. Новой компании делегированы курирующие и организаторские функции в продвижении программы по возобновлению серийного производства. Расходы на реализацию оцениваются в $500 миллионов. В том же году межгосударственным авиационным комитетом сертифицирована новая версия Ан-124 - Ан-124-100М-150. Грузоподъемность увеличена до 150 тонн, увеличена дальность полета, самолет отвечает требованиям Евроконтроля по зональной навигации P-RNAV, а также по точностным требованиям самолетовождения Р-RNP-1. В июле следующего года «Волга-Днепр» вновь подтвердила свою заинтересованность в Ан-124, направив в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) заказ на поставку в период с 2011 по 2027 годы сорока самолетов Ан-124-100М-150 (20 - до 2020 года и еще 20 - до 2027-го). С тех пор проект фактически так и не сдвинулся с мертвой точки, несмотря на то что, по различным данным, в разное время в ОАК поступило общей сложностью до 62 заявок на новые «Русланы».

Тем не менее, именно отсутствие твердых заказов и является главным препятствием. Дело в том, что возобновление производства обойдется, по самым приблизительным оценкам, в 20 миллиардов рублей, и это только одна из трудностей.

В ноябре прошлого года тогда еще вице-премьер российского правительства Сергей Иванов сказал, что пока ничего не готово для воспроизводства новых лайнеров. «Мы от этих планов не отказываемся, но говорим, что это займет длительный промежуток времени, поскольку сначала должны быть выполнены несколько условий».

Основное - получение твердого заказа, как минимум, на 60 самолетов. Это необходимо для окупаемости проекта, объяснил он. Стоимость каждой машины составляет не менее $300 миллионов, что сужает круг потенциальных покупателей. Но пока такого крупного заказа нет, разворачивать производство бессмысленно.

При этом исполнительный президент авиакомпании «Волга-Днепр» Валерий Габриэль уверен: «Как показывают наши маркетинговые исследования, объем рынка авиаперевозок уникальных и негабаритных грузов ежегодно увеличивается на 9-10 процентов, что в два раза превышает темпы роста рынка генерального груза. То есть самолетов такого класса не хватает. Парк находящихся сейчас в мире в эксплуатации воздушных судов не превышает 25 единиц. В долгосрочной перспективе рынку авиагрузовых перевозок понадобятся до 100 самолетов. Возобновление серийного производства Ан-124-100 позволит обеспечить лидерство грузовой гражданской авиации России в данном сегменте рынка на несколько десятилетий вперед».

Как уже говорилось, «Волга-Днепр» планирует приобрести до 20 самолетов «Руслан». По некоторым сведениям, на такое же количество самолетов разместили заказ и в воронежской авиакомпании «Полет». Минобороны РФ в госпрограмме вооружений до 2020 года заложило размещение заказа также на 20 машин. Правда, еще в августе прошлого года на авиасалоне МАКС президент ОАК Михаил Погосян сказал, что военное ведомство в рамках госпрограммы вооружения планирует закупить только десять новых самолетов

Ан-124. Эту же цифру озвучил во время недавнего визита в Ульяновск и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Сейчас активно ищутся и другие заказчики не только в России, но и за рубежом, хотя на мировом рынке есть только один потенциальный покупатель таких самолетов - США.

Впрочем, не стоит забывать и об остальных проблемах. Одна из них связана с тем, что требования гражданских и военных заказчиков к характеристикам самолета значительно отличаются. По большому счету придется строить два разных самолета, что скажется на стоимости производства и увеличит цену для заказчика. Еще одна, не менее острая проблема, - урегулирование взаимоотношений с Украиной, которая считает себя правопреемницей всех авторских прав на конструкторскую документацию этого самолета. От решения этого вопроса зависит, будут установлены роялти или нет.

Есть и чисто технические сложности. Для организации производства Ан-124 потребуется перевести всю конструкторскую документацию с бумажных носителей в электронный вид, а это также займет не один год.

Олег Долгов