В конце декабря Общественная палата Ульяновской области обсуждала доклад ее председателя Нины Дергуновой «Отношение к качеству медицинского обслуживания. Данные социологических опросов». За два последние года число оценок «плохо», данных ульяновскому здравоохранению жителями Ульяновска и области, выросло с 31 до 37%, на такой же процент уменьшилось число оценок «хорошо». 53% опрошенных, то есть больше половины, отметили, что им трудно попасть к врачу, к медикам существуют большие очереди. С 9 до 13 процентов выросло число тех, кто не доволен тем, что трудно получить место в больнице.

Мне возразят: медицина нищая, медики нищие, государство обеспечивает лишь самое необходимое, а кто хочет не лечиться, а вылечиться - платит. Позвольте не согласиться. Тезис про нищую медицину совершенно не соответствует действительности. По данным исследования маркетингового агентства BusinesStat, объем добровольного медстрахования в России с 2000 по 20011 год увеличился с 11 до 120 млрд рублей. Ульяновский министр здравоохранения Валентина Караулова постоянно хвалится увеличением федеральных ассигнований, выделенных в наш регион на медицину. Из последнего - на совершенствование онкологической службы региона из федерального бюджета в этом году поступит около полумиллиарда рублей.

Вот только скажется ли это на качестве медицинских услуг – вопрос остается открытым. По словам очевидцев, сталкивавшихся с работой этого медучреждения, ситуация там далека от идеального. «Моей маме врачи целый год не могли поставить правильный диагноз, в итоге –– рак IV степени, - рассказывает Оксана Игнатьева. – Как и многие другие ульяновцы надеялась на знакомства, но и они, как выяснилось, не помогли: после недолгих бесед со мной, врачи поняли, что денег в конверте я никому давать не собираюсь. Я умоляла их положить мою маму на свободную койку в одну из палат, пыталась ругаться, но все было бесполезно. На это место через несколько дней положили «блатного» пациента, а моей маме суждено было лежать в скотских условиях в обшарпанном коридоре. О какой качественной медицине может идти речь, если после двойной дозы химиотерапии, которую ей сделали, ее даже не удосужились довезти из одного корпуса в другой, хотя это и положено. Спасибо, добрые люди помогли: видя, в каком состоянии она находится, одна пожилая санитарочка довела ее до корпуса. Я на всю жизнь запомнила слова мамы, которые она мне тогда сказала: «Если ты меня отсюда не заберешь – ты мне не дочь», - рассказывает Оксана, и у нее на глазах наворачиваются слезы.

Лечить в этом медучреждении свою маму Оксана больше не рискнула. Как и сотни других ульяновцев, отчаявшихся получить здесь бесплатно медицинскую помощь, просто смирились со страшным диагнозом и стали ждать смерть.

Этот случай не единичен. На прошлой неделе один из посетителей сайта Антикризисная клиника на доске позора оставил такое сообщение:

«А говорят, что для онкологических больных лечение бесплатно! Увы, но это не более, чем заблуждение нашего министра здравоохранения.

Моя несчастная родственница заболела и лечится в вашем диспансере. Семья у нее малообеспеченная, да еще сын нигде не работающий алкоголик. Она со слезами рассказала мне, что все больные, лечащиеся у вас, знают и всем вновь поступившим больным рассказывают о том, что без конверта в карман хирурга (самое меньшее – 5тыс. руб.) не проходит ни одной операции. И действительно, хирург которая ей сделала операцию, без зазрения совести взяла денежку. Консилиум врачей «посоветовал» ей проходить томографию в платном частном мед. учреждении за огромные (для ее семьи) деньги.

Неужели для онкологических больных у нас в Ульяновске нельзя сделать бесплатное достойное лечение? Как не отсохнет рука хирурга, достающего эти конверты из своего кармана? Вы поймите господа в белых халатах, что многие из ваших пациентов работая по 12 часов получали гроши от хозяев-предпринимателей и у них нет никаких накоплений за душой. А теперь плюс к страшному диагнозу болезни они несчастные еще обречены голодать (вместо улучшенного питания после химиотерапии), чтобы накопить денежки для ваших бездонных карманов, так уж заведено в вашей страшной больнице.

Дай бог вам за это крепкого «здоровья». Я очень возмущена, но по просьбе этой несчастной родственницы, которой еще предстоит долго лечиться у вас и делать не одну операцию, не называю ваши и ее фамилии. Уверяю вас, что вы за это ответите перед законом! При желании собрать факты и свидетелей не составит большого труда. В таких лечебных учреждениях должны работать сочувствующие и кристально чистые люди. Вы можете в свое оправдание сказать, что, дескать, они сами суют, но поверьте – это от безысходности. Прекратить это безобразие при желании можно. В случаях предложения вам денег от больных или их родственников необходимо отвечать категорическим отказом и предлагать им лечиться не в вашем учреждении, а в платных клиниках. Главврачу, если конечно он не заинтересованное лицо, провести доходчивые разъяснения среди медперсонала. И уж поверьте, больные по «сарафанному» радио передадут друг-другу, что оказывается больше им давать взятки врачам (в виде конвертиков в карманы) не нужно».

Не лучше дела и в других медучреждениях города: Центральная городская больница г. Ульяновска, МСЧ УАЗ - таких историй – десятки, а то и сотни. Качество оказания медуслуг и отношение медперсонала к простым смертным – ужасает.

Конечно, не все люди в белых халатах такие, и не в каждом медучреждении такое отношение к пациентам, но один поход в ульяновскую больницу, бесконечные очереди в поликлиниках за талончиком, в кабинет врача – уносят много здоровья даже вполне здоровых людей. И решение этой проблемы, как и множества других, существующих в ульяновском здравоохранении, министром Валентиной Карауловой не движется с места. Наоборот, ситуация катастрофически усугубляется. Спрятавшись от существующих реалий за множеством бумажек и бухгалтерских цифр, Караулова продолжает твердить о том, что финансовые вливания в ульяновскую медицину растут, а значит, улучшается качество медобслуживания. Социологический опрос показывает обратное. Может быть, пора министру Карауловой оторваться от своих бумаг и проехать по ульяновским больницам? А лучше, сходить на прием к врачу как простой смертной.


Текст: Ирина Казакова