Во вторник на одном из совещаний Министр промышленности и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин заявил, что корень зла в плохой работе общественного транспорта – нехватка кадров на ПАТП. Оказывается, заработная плата на предприятии повысилась до 20 тысяч, а водителей и кондукторов на предприятии как не хватало, так и не хватает. 73online.ru попытался разобраться в сложившейся ситуации.

По словам заместителя председателя комитета дорожного хозяйства и транспорта мэрии Ульяновска Сергея Аникина, расходы городского и областного бюджетов на приобретение нового общественного транспорта растут ежегодно. «В настоящее время на городских маршрутах работает 261 автобус. К концу этого года по городским улица будет курсировать около 400 автобусов»,- заявил Аникин. Несмотря на это, ульяновцы не перестают задаваться вопросом: где общественный транспорт? Его на улицах города практически не видно, а в вечернее время из центра до дома практически не возможно добраться.

Из рук вон плохая работа общественного транспорта заставила на этой неделе как областных, так и городских чиновников, наконец-то, заняться этой проблемой. В городе создается очередной общественный совет. На этот раз – пассажиров. Только решит ли он застарелую проблему?

После очередного доклада Министра промышленности и транспорта Ульяновской области Андрея Тюрина, ульяновцам, наконец-то, раскрыли глаза на главную причину плохой работы общественного транспорта. По словам чиновника, несмотря на зарплату в 20 тысяч рублей, на ПАТП некомплект как водителей, так и кондукторов.

- Вместо обещанных 20-ти, дай бог 13, 15 и то с задержками. Сейчас январь, а нам за ноябрь еще не дали», - такими словами начал разговор водитель ПАТП с 30-и летним стажем Владимир. - Работники предприятия уже готовы к забастовке, ведь за последние два года наша оплата труда менялась несколько раз, причем, оба раза в сторону уменьшения. Если раньше был стабильный оклад, плюс премия и надбавки за сверхурочное, то сейчас мы получаем сдельно из расчета 30 рублей за 60 минут. Причем, этот час обязательно надо откатать по маршруту, а не стоять на ремонте или в ожидании очереди на конечной. Если все вычесть, то в день я накатываю всего лишь 4 часа. А если не дай бог ремонт, и того меньше. И эти крохи не могу получить. До сих пор не выплатили зарплату за ноябрь, - не скрывает возмущения усталый водитель. – Лет 15 назад мы работали в 2 смены: с полшестого утра до половина второго ночи. За день делали 10 рейсов из Нового города в Центр. Сейчас – только ОДИН (!!!). Ежедневно мы заканчиваем работу в 8 вечера, по выходным - вообще не работаем, как не работали на минувшие праздники: c 1 по 10 января. Так что тем, как работает городской общественный транспорт, не довольны не только горожане, но и мы, водители этих автобусов.

О том, что недовольных среди сотрудников ПАТП – масса - свидетельствует и то, что после нашего разговора с Владимиром с нами связался уже бывший работник этого предприятия. Елена Сергеевна была уволена с должности кондуктора в конце прошлого года. Женщина объяснила, что ее отстранили от работы сразу после того, как она начала отстаивать свои трудовые права:

- Как только я стала выяснять, почему долгое время не получаю премию и насколько еще задержат зарплату, мне сразу указали на дверь. Последней каплей стало коллективное письмо, которые возмущенные работники отправили в трудовую инспекцию. Увидев в нем мою фамилию, меня уволили по статье, не дав даже доработать до конца дня.

Елена Сергеевна решила бороться за свои права до конца и подала заявление в прокуратуру. Ответ из контролирующего органа не заставил себя ждать: дело передано в государственную инспекцию труда. Пока оно находится на рассмотрении, женщине остается только сидеть дома, с такой записью в трудовой, на работу быстро не устроиться.

На встречу с корреспондентом портала Елена Сергеевна захватила то самое обращение рабочего коллектива в инспекции. Уставшие от произвола руководства, люди ждали помощи, но кроме официального ответа пока не увидели ничего.

«Очевидных нарушений трудового законодательства на предприятии нет», - сказано в ответе. Правда о том, что заработная плата выплачивается несвоевременно, все же было указано. Руководство привлекли к административной ответственности и обязали зарплату выплатить. Деньги до работников пока так и не дошли, зато до Министра промышленности и транспорта Ульяновской области была доведена информация о зарплате водителей аж в 20 тысяч рублей!

Нам удалось связаться с руководителем ПАТП Борисом Боровым. Документами о размере заработной платы сотрудников он делиться не захотел, сославшись на закон о персональных данных, но на вопросы ответил.

По словам Борового, водители ПАТП получают от 15 до 27 тысяч рублей в месяц, кондукторы около 11тысяч. «Заработать можно, если честно выполнять план и сдавать все деньги в кассу предприятия. Скажу вам, что только за ноябрь месяц контрольно- ревизионная служба предприятия вернула около полумиллиона рублей «недоложенных работниками».

- Это полный бред, воровство в таких масштабах просто не возможно, - говорят водители ПАТП. – Чтобы своровать полмиллиона ежемесячно, нужно перевезти забесплатно, не выдавая билета, почти 42 000 человек! Наши автобусы идут почти пустыми, поскольку запараллелены с маршрутами частных перевозчиков, и между собой.

Плохую работу общественного транспорта сами водители видят в организации перевозок и работы команды руководителей ПАТП. По их словам самые лучшие маршруты отданы частникам, штат бухгалтеров, менеджеров, замов в ПАТП за последнее время раздулся до невероятных размеров, плюс – неэффективные расходы руководства предприятия. «Каждый из нас, водителей, всегда выходил на работу в рубашке и галстуке. В отличие от частных перевозчиков, мы, сотрудники ПАТП, еще с советских времен были обучены этому. Минувшим летом каждому из нас руководство приобрело спецодежду: 2 рубашки и пиджак. Доходило до абсурда, в 35-градусную жару мы вынуждены были работать в пиджаке и шортах, потому что снимать его нам не разрешали. Этот комплект одежды обошелся каждому в 3 тысячи рублей, а на 100 водителей расходы предприятия составили аж 300 тысяч! И после этого нам говорят, что денег на зарплату не хватает», - жалуются водители. - "Мы готовы и хотим встретиться и с городскими, и областными властями, готовы собрать весь рабочий коллектив, чтобы рассказать всю правду о работе нашего предприятия, о наших реальных заработных платах. Никому из нас еще ни разу не было предъявлено обвинение в воровстве денег, потому что если своруешь - получишь еще меньше. Да этого сделать за один рейс в день просто не возможно", - говорят водители.

Пообщавшись с водителями, стало ясно, что ситуация на предприятии накалена до предела. Многомиллионные вливания бюджетных денег в предприятие никак не повлияли на нормальную организацию работы общественного транспорта.

- Вмешиваться в работу предприятия мы не имеем права, - говорит заместитель председателя комитета дорожного хозяйства и транспорта мэрии Ульяновска Сергей Аникин. – Это не муниципальное предприятие, а ОАО.

После такого ответа чиновника, у нас рассеялись все сомнения: ни городские, ни областные власти просто не контролируют работу ПАТП, потому ждать улучшений в работе общественного транспорта бессмысленно. Сколько миллионов бюджетных средств на работу этого предприятия не выделяй.

12 декабря, 19.30. Гараж ПАТП почти заполнен автобусами, водители расходятся по домам. Ульяновцы продолжают мерзнуть на остановках, в надежде добраться домой.

Текст: Ирина Казакова, Виолетта Шестакова