
В конце сентября вновь встал вопрос о будущем ульяновских трамваев. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, УГД сформировала комиссию из депутатов (я один из них), сотрудников мэрии и членов Городского общественного совета. Вчера провели первое выездное заседание в северном трамвайном депо.
Поводом послужило обращение председателю Думы Гвоздеву директора «Ульяновскэлектротранса» Алимжана Абубекярова. Суть ситуации проста: предприятию катастрофически не хватает средств, необходимо субсидирование. Ни для кого не секрет, что «Ульяновскэлектротранс» вынуждено работать себе в убыток. Ведь себестоимость перевозки пассажиров намного выше, чем цена билетов.
К примеру, сейчас стоимость проезда в трамвае составляет 10 рублей. При том, что себестоимость перевозки одного пассажира – 17,90 рублей. Вот и получается, что с каждого билета предприятие недополучает 7,90 рублей.
А расчет на 2012 год показывает, что себестоимость составит 19,86 рублей. Предприятию неизбежно придется повышать стоимость проезда. Но всем понятно, что за 20 рублей в трамвае никто ездить не будет. Поэтому и необходима компенсация выпадающих доходов из городского бюджета. Тариф планируется поднять до 12 рублей, и сумма необходимых субсидий на следующий год составит 362 800 рублей.
Ситуация не нова. Она возникает каждый год. Не только потому, что ежегодно повышаются тарифы на электроэнергию, налоговые ставки и размеры страховых взносов. Но и потому, что «Ульяновскэлектротранс» ежегодно недополучает субсидии из бюджета: только в этом году из требующейся суммы в 330,5 миллионов выделено лишь 100,5.
Словом, предприятие неплатежеспособно. Но с миллионными долгами, старым трамвайно-троллейбусным парком и изношенным рельсовым полотном оно еще умудряется функционировать и осуществлять пассажирские перевозки в полном объеме: ежедневно на улицы Ульяновска выходят 39 троллейбусов и 142 трамвая. В этом, конечно, заслуга сотрудников и руководителя «Ульяновскэлектротранса».
Очевидно, что предприятие нуждается в помощи. Вариант ликвидации ульяновских трамваев – это, как говорится, не вариант. Все помнят, как в начале года возникал вопрос о демонтаже трамвайных путей в центральной части города. Бурное обсуждение привело к выводу, что это неправильно и ненужно. Ведь трамваи – самый доступный и очень востребованный общественный транспорт. Отказ от них невозможен.
Одной из мер поддержки «Ульяновскэлектротранса» уже выступает целевая программа «Обновление городского электротранспорта», рассчитанная на 2011-2015 годы. По ней в следующем году планируется выделение средств из бюджета на покупку 5 троллейбусов и 15 трамваев. Кроме того, конечно, при обсуждении бюджета на следующий год будем рассматривать вопрос о дальнейшем субсидировании предприятия.
А какие вы видите пути разрешения ситуации? Предлагаю высказаться в комментариях.