Ульяновские власти имеют особый интерес к культуре. Денежный. Первопроходцем, использовавшим культуру не по назначению, по праву можно считать Сергея. Морозова.
По окончании этого Международного культурного конгресса у Сергея Ивановича с таким интересным бэкграундом два пути – либо в Кремль, либо в края более дальние на много зим и лет, - считает наш корреспондент Юрий Самарский.
Череда мероприятий, позиционирующих Ульяновск, как культурную столицу СНГ, закончилась, и кое-какие выводы и предположения можно уже сделать.
На минувшей неделе стало известно, что на продолжение банкета, пардон, культурного марафона, Росатом выделил Димитровграду 6 миллионов рублей, что означает только одно: новую АЭС у нас таки построят. Эти кириенковские миллионы, как конфетка из анекдота, после которой у всех жителей Среднего Поволжья будут болеть не только попки.
Несколько подпортил праздничную атмосферу культурного времяпровождения директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, который на вопрос, насколько возможна организация выставки Эрмитажа в Ульяновске, явно съехидничал: «Конечно, возможна….Только есть 200 условий». Каких именно условий недостает Ульяновску, Михаил Борисович, как действительно культурный человек, не сказал. Но замдиректора Ленинского Мемориала В. Перфилову, задавшему сей бестактный вопрос, и этого было достаточно, дабы понять беспочвенность своих претензий. В целом, все обошлось, как нельзя хорошо: без мордобития журналистов, недопущения к прибывшим «телам» неугодных депутатов и других скандалов, без чего у нас не обходится ни одно, сколь ни будь значимое мероприятие.
КУЛЬТУРА КАК СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ.
Но самое главное Сергей Морозов понравился самому Михаилу. Швыдкому – спецпредставителю президента РФ по международному культурному сотрудничеству. Дословно Михаил Ефимович сказал о Морозове следующее: «невероятный губернатор с интересным бэкграундом, он человек творческий, который действует вопреки всему, и он в губернии делает правильные вещи, понимая, что сегодня ее локомотив – культура».
Вот прямо не в бровь, а в глаз: дабы быть всегда в струе Сергей Иванович действует не только вопреки здравому смыслу, но и вопреки интересам своих подданных. Несколько удивляет только, что у Морозова интересный «задний план» (одно из значений английского слова background), господин Швыдкой разглядел лишь во время второго визита в Ульяновск.
Бывший председатель ВГТРК, бывший министр культуры России, Михаил Швыдкой (все эти посты ему приходилось спешно оставлять после проверок Счетной палаты РФ на предмет целевого расходования бюджетных денег) очень точно охарактеризовал личность нашего губернатора. Но вот с утверждением Михаила Ефимовича, что культура является локомотивом губернии, позволю себе не согласиться. В нынешней России культура – это скорее спасательный круг для глав самых захудалых с экономической точки зрения регионов.
Первопроходцем, использовавшим культуру не по назначению, по праву можно считать С.И. Морозова. Именно он добился, чтобы в 2003 году Димитровград стал Культурной столицей среди малых городов ПФО. О самой мероприятии могу сказать только то, что обошлось оно в 100 миллионов рублей и это при доходной части годового бюджета Димитровграда в 460 миллионов рублей.
А сразу после отъезда гостей у Драмтеатра отвалился козырек над входом: ремонтировали объекты соцкульбыта также качественно, как и в Ульяновске.
Конечно, сие мероприятие было менее представительным. Обещанный властями приезд Людмилы Путиной не состоялся. Зато приехал полномочный представитель президента С.В. Кириенко, на встречу с которым не пустили даже некоторых депутатов. С.И. Морозов, не только очень подружился с полпредом, но и, по всей видимости, заручился его поддержкой на предстоящих губернаторских выборах.
Видимо, Сергей Иванович уже тогда понимал, что, только став главой области, он может избежать встреч и неприятных разговоров с работниками прокуратуры.
ТЫ ПОМНИШЬ КАК ВСЕ НАЧИЛОСЬ?
Ни для кого не секрет, что мэром Димитровграда он стал только благодаря группе «СОК» – на тот момент одной из крупнейших ФПГ России, главной сферой интересов которой являлась автомобильная промышленность. Именно менеджеры «СОКа» составили основу команды Сергея Морозова. Отплатить счет Морозов мог только учетом деловых интересов этой коммерческой структуры. Как следствие, сразу после выборов все хлебные места заняли выходцы из группы «СОК», либо из близких к ней структур. За самим же Сергеем Ивановичем остались лишь представительские функции. Городом рулили назначенцы, коих с каждым годом становилось все больше.
Однако, здесь я расскажу о самых влиятельных «соковцах», которые фактически разорили город, создав тем самым предпосылки для строительства АЭС.
Председателем комитета по управлению имуществом Димитровграда стал выходец из самарской компании «Газинвест» А.А. Баранов. Чуть позже первым своим заместителем Морозов назначил чиновника из администрации одного из районов Самары господина Сюсина. И, наконец, Александр Большаков (ранее первый заместителем гендиректора завода «Автоприбор» во Владимире) при Морозове был назначен начальником контрольно-ревизионного управления Димитровградского автоагрегатного завода.
Когда Андрей Баранов вступил в должность председателя КУГИ, он пришел в ужас: в комитете работало всего шесть человек, ютящихся в двух кабинетах. И это притом, что практически все имущество города являлось муниципальной собственностью. Такой бесхозяйственности Баранов с его кипучей натурой стерпеть не мог. И уже через три года отчитался перед Советом депутатов о проделанной работе. А похвастаться Андрею Анатольевичу было чем: практически все ликвидное имущество города было продано за гроши «своим людям».
Но вот парадокс, чем меньше оставалось имущества, тем больше становилось чиновников, как в самом Комитете, так и учрежденных КУИГ муниципальных унитарных учреждениях. Все эти люди, а к 2004 году их было почти пятьсот человек, ничего не производили, они занимались коммерческой деятельностью. Но, тем не менее, имеют статус муниципальных служащих со всеми социальными льготами и привилегиями. Сдавая, либо продавая наше имущество нам же, перепродавая тепло и воду, произведенные на наших котельных, они зарабатывают просто умопомрачительные деньги. И при этом ни за что не отвечая.
Особенно отличилась старшая дочка КУГИ - муниципальное унитарное предприятие «ГИЦ» (Городской имущественный центр), занимающее ныне целый этаж в отдельном здании.
КАК УСОХЛА КОТЕЛЬНАЯ ДААЗа
30 декабря 2003 года Постановлением тогдашнего главы города С.И. Морозова МУП «ГИЦ» был подарен Комплекс котельной ДААЗа.
По официальной версии, разумеется, сделка была совершена исключительно «в целях пополнения доходной части бюджета». Но, уже 1 января 2004 года «подарок», стоимостью более 70 миллионов рублей сдается в аренду на год ООО «Ресурс», хозяином которого являлся депутат самарской Городской думы В.А. Сюсин, до этого работавший заместителем Морозова по вопросам ЖКХ. Видимо, за два предпраздничных дня бюджет Димитровграда так наполнился средствами, что власти города не знали, куда их девать. А потому Комплекс передали группе частных лиц, у которых был большой опыт по расходованию денег.
Регулярное и необоснованное повышение тарифов на тепло и горячую воду для жителей района, населенного в основном заводчанами, естественно, увеличило доходы от эксплуатации котельной ДААЗа. Но ведь какая ерунда получилась: денег стало поступать больше, а прибыльность предприятия уменьшилась почти в СЕМЬ раз! (В 2003 году, то есть до передачи котельной господину Сюсину, рентабельность Комплекса составляла 11,1%, а в 2004 году, когда «за дело взялся» частник, рентабельность упала до 1,7%).
В результате за ВЕСЬ 2004 год от эксплуатации заводской котельной частной фирмой ООО «Ресурс» в бюджет города поступило «доходов» на сумму… 27 тысяч 500 рублей. Товарищ Бендер в таком случае сказал бы «все съел аппарат». Не склонные к сатире аудиторы из Счетно-контрольной комиссии Совета депутатов ограничились сухой канцелярской констатацией факта: «расходы предприятия росли пропорционально получаемым доходам», что в переводе на человеческий язык означает - практически всю прибыль по-братски делили между собой МУП «ГИЦ» и ООО «Ресурс».
Как только стало известно, что ожидаемого пополнения бюджета не произошло, полномочная комиссия должна была бы вернуть Комплекс котельной в ДААЗа в лоно муниципалитета. А нескольких товарищей с серенькими глазами надо было бы повести по дороге залитой солнцем в дом из красного кирпича, к окнам которого, по странному капризу архитектора, привинчены толстые решетки. Оснований для таких радикальных мер более чем достаточно: СКК выявила нарушения сразу трех федеральных законов, бюджетного кодекса РФ и так по «мелочам» - устава МУП «ГИЦ», а также ряда постановлений Главы города. Где-нибудь в России события, несомненно, развернулись по такому, или схожему сценарию. Но только не у нас.
А потому, ровно через 12 месяцев 30 декабря 2004 года, то есть опять в день, когда «простые» димитровградцы уже начинали готовить маску для лица из оливье, глава города подписывает очередное Постановление, согласно которому, заводская котельная отдается «Ресурсу» до 2053 года!
УЛЬЯНОВЦЫ БУДУТ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ЗА ДРУЖБУ МЕЖДУ МОРОЗОВЫМ И КИРИЕНКО
О бюджетном «благополучии» Димитровграда к концу правления СИМа ничего не скажу, за меня это сделает Счетно-контрольная комиссия Совета депутатов:
«Объем муниципального долга на конец первого полугодия составил 100 миллионов 392 тысячи рублей. На начало финансового года задолженность по бюджетным ссудам составила 42 миллиона 74 тысячи и возросла до 75 миллионов 814 тысяч рублей. Задолженность по кредитам возросла в 6,9 раз…
(Из отчета СКК Совета депутатов, сентябрь 2004 года). И это только за первую половину последнего года правления СИМа.
Мало того, после того, как Морозов стал губернатором, СКК Совета депутатов установила, что в последний год его мэрства 60 миллионов рублей, что составляло на тот момент 15% от доходной части, бюджета были использованы либо неэффективно, либо не по назначению. На что истрачены 12 миллионов рублей, выделенные государством на исполнение Законов о ветеранах и инвалидах войны в том же 2004 году, неизвестно и по сей день. И уж тем более никто не понес за это никакой ответственности
И, наконец, апофеоз руководства Сергеем Ивановичем: в мае 2004 года, за полгода до окончания срока своих полномочий градоначальника, в Газбанк, под 18% годовых закладывается здание Дома Советов. Официальная причина, которую озвучил начальник финансов господин Крайнов, – отсутствие средств на отпускные учителям. (Спустя три месяца стало известно, что деньги для этой цели у горадминистрации уже были – областная администрация выдала беспроцентную ссуду в размере 10 миллионов рублей).
Но все это были семечки. Теперь жителям всей Ульяновской области пришло время расплачиваться за дружбу между Морозовым и Кириенко.
«Проект национального ядерно-инновационного центра, создаваемого в Димитровграде на базе НИИ атомных реакторов (НИИАР), предполагает, в частности, строительство первого в России многоцелевого быстрого исследовательского реактора, федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии и завода по производству радиофармпрепаратов. Первого апреля 2011 года состоялось первое заседание совета кластера.
На ключевые проекты формирования кластера (ядерные технологии, медицина) предусмотрено более 50 миллиардов рублей до 2020 года», - говорится в материалах госкорпорации.
В региональном и местном бюджете на инфраструктурные проекты, необходимые для развития димитровградского кластера, предусмотрено 4,3 миллиарда рублей, дополнительно на развитие инфраструктуры требуется 11,6 миллиарда. И это притом, что уже сейчас по данным «Фин-Экспертизы» наша область уже должна 3,4 миллиарда рублей.
P.S.: После малой Культурной столицы Морозова сделали губернатором.
По окончании этого, международного признания культурности, Сергей Ивановичу с таким интересным бэкграундом самое место в Кремле.
Текст: Самарский Юрий