Бажанов рассказал нашим читателям о Центре национальной славы России и о программе «Служение Отечеству: события и имена», в число попечителей которой он входит. Была сделана заявка на сентябрьские мероприятия в родном городе Н.М.Карамзина, автора «Истории государства Российского». И вот сентябрь уж наступил…
- Сергей Викторович, планы остаются в силе?
- Да, я надеюсь, что 23-25 сентября Ульяновск вспомнит своего земляка и «в бронзе», и неформально - просто как замечательного человека. В эти дни пройдет научная конференция, посвященная памяти Николая Михайловича Карамзина. На здании, где была Карамзинская общественная библиотека, появится барельеф, а в вестибюле бывшего Дворянского собрания - бронзовый бюст историографа. Будут подведены итоги творческого конкурса школьников. В театре состоится концерт и награждение подвижников, которые возвращают обществу память о выдающихся соотечественниках. Организаторы – правительство Ульяновской области и Центр национальной славы России.
- Столько событий сразу…Давайте разберемся по порядку. Ради каких имен стоит пойти на конференцию?
- Ради ведущих «карамзинистов» страны, выдающихся деятелей науки и культуры. Согласились участвовать директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, президент Санкт-Петербургского университета Людмила Алексеевна Вербицкая,литературы, известнейший исследователь наследия Карамзина Наталья Дмитриевна Кочеткова, хранитель фондов Всероссийского музея А.С. Пушкина Елена Владимировна Пролет и другие представители научного мира, в том числе ульяновского – Любовь Александровна Сапченко, Сергей Михайлович Шаврыгин, Жорес Александрович Трофимов и другие.
- Почему именно сейчас на областной научной библиотеке имени В.И.Ленина появится барельеф Н.М. Карамзина?
- А вам не кажется, что здание, где изначально располагалась первая в Симбирске публичная библиотека, появившаяся в память о Карамзине, давно достойно не только памятной доски о Ленине?.. Первым «несправедливость» заметил губернатор Сергей Иванович Морозов. Мы обсудили с ним этот вопрос, и Центр национальной славы России (ЦНС), чей попечительский совет возглавляет президент «Российских железных дорог» Владимир Иванович Якунин, нас поддержал. Более того, еще в 1833 году симбиряне Петр Ивашев и Николай Языков, объявляя подписку на сооружение Карамзинской библиотеки, представляли ее с бюстом писателя в центре вестибюля. И петербуржцы, на чьей земле похоронен Карамзин, решили исполнить волю литераторов карамзинско-пушкинской поры. Над проектом работал не один скульптор. В итоге ЦНС остановился на произведении народного художника России Альберта Чаркина. Символично, что барельеф и бронзовый бюст откроются 24 сентября: именно в этот день 1846 года было получено высочайшее согласие на учреждение в Симбирске общественной библиотеки и наименование ее «Карамзинской».
- То есть это - день рождения библиотеки?
- Днем рождения считается 18 апреля 1848 года, ведь потребовалось время, чтобы подготовить помещения, фонды и открыть их для доступа всем сословиям. Но без царского указа от 24 сентября 1846 года, которым утверждался устав библиотеки, представленный симбирским дворянством, дело бы не двинулось.
- Вернемся в наше время. Что будет происходить в театре драмы 24 сентября 2011 года?
- Состоится торжественный вечер в честь великого симбирянина, со дня рождения которого в этом году исполняется 245 лет, и остается пятилетие до юбилея, указ о праздновании которого подписал президент РФ Дмитрий Медведев. Награды будут вручать Владимир Якунин и Сергей Морозов. А в концерте примут участие артисты из Петербурга, Ульяновска, Москвы, Казани.
- Вы привлекли к возвращению памяти о Карамзине Центр национальной славы России, Центр привлек общественность и знаменитостей…
- Главное, что Центр привлекает молодое поколение! Совместно с министерством образования Ульяновской области и областной научной библиотекой проведен конкурс творческих работ школьников. 23 победителя поедут во всероссийский детский центр «Орленок» и в Москву. Поверьте, для этих ребят признание Карамзина «именем Симбирского-Ульяновского края» - не пустой звук. Надеюсь, что с их помощью новое поколение будет больше знать о «самом человечном человеке».
- Имеете в виду Ленина?
- Тот же самый вопрос задала ульяновский профессор Любовь Сапченко в подмосковном Остафьево, где создавалась «История государства Российского» и где смотритель музея охарактеризовала портрет историографа словами, отнесенными советской историей к Владимиру Ильичу. Но ответ был про Карамзина, личность которого достойна не меньшего восхищения. Его моральную чистоту признавали и оппоненты, и поклонники. Даже на лице этого человека было написано нечто такое, что привлекало к нему каждого. А поэт и царедворец Жуковский словом «Карамзин» вообще определял все лучшее в собственной душе. Но при этом Николай Михайлович не был занудой, тот же Жуковский писал: «Весело о нем говорить и думать!».
- Теперь же для родного города Карамзин, скорее, - памятник. Или больница его имени…
- Вот именно. А он, как любой человек, мечтал, страдал, любил. Был высок, красив собою, смел в поведении и мыслях, обожал хорошо поесть и всласть попить чаю… В 37 лет, имея славу первого литератора России, решительно оставил прозу, поэзию, журналистику, светское общество и на 23 года практически запер себя в «монастырь» прошлого. Но до этого успел сделать революцию в литературе.
- Вы о введении буквы «ё»?
- Нет, об использовании разговорного языка, благодаря чему его проза стала читаться нарасхват. О введении в русский язык таких слов, как «моральный, человечный, трогательный, развитие, общественность, промышленность, влюбленность»... На подготовленной Карамзиным литературной почве вырос Пушкин, который считал Николая Михайловича гением, постоянно стремился к общению с ним, а его исторический труд назвал подвигом честного человека.
- Да, в своей «Истории…» Карамзин не страшился правды об Иване Грозном, Борисе Годунове, Петре Первом...
- Он не льстил даже царям современникам. В беседах с Александром Первым говорил о нелепой системе финансов, о министерстве просвещения, или «затмения», о странном выборе некоторых важнейших сановников, которые предлагают проекты, выгодные только для их блага, о мнимом исправлении дорог, столь тягостных для народа…
- Чувствуется, что Вы всерьез заинтересовались личностью историографа.
- В этом мне немало помогли ульяновские краеведы, с которыми я встречался в начале года. А я рад, что сумел помочь с изданием брошюр «Музыка в творческом сознании Н.М. Карамзина» и «Симбирские тексты русской культуры», с техническим оснащением Дворца книги. И что вместе с Центром национальной славы помогаю современникам избавляться от беспамятства.
- Будем надеяться, что сентябрьские события вызовут искренний интерес земляков к победителю недавнего конкурса «Имя Симбирского-Ульяновского края», а история, которую описал Карамзин, поможет России найти ответ на вопрос «Что делать?».
- До конца дней своих Николай Михайлович Карамзин совершенствовал в себе человека и оставил всем нам простой, но прекрасный совет: «Делайте, что и как можете, только любите добро, а что есть добро - спрашивайте у совести».
- Последний вопрос: Центр национальной славы России, чье внимание Вы привлекли к Ульяновску и чьи мероприятия поддерживаете как благотворитель, что дает эта общественная организация Вам самому?
- Люди, которых объединяет ЦНС и которые восстанавливают историческую справедливость по отношению к выдающимся гражданам России, делают это не для себя. Как и Карамзин, мы вспоминаем прошлое ради будущего. Я искренне надеюсь, что молодые ульяновцы увидят в своем великом земляке не только пример государственного служения Отечеству, но и смысл жизни, прожитой по-настоящему красиво, разумно, с пользой, а значит - счастливо. И кто-то из них тоже внесет такой вклад в Историю, что останется в ней навсегда.
"Ульяновская правда"