Официальные итоги праймериз «Народного фронта» будут подведены 26 августа, но в большинстве регионов выборы уже завершены. По предварительным результатам, почти везде лидируют местные чиновники и близкие к власти люди. Одновременно с первыми результатами праймериз в СМИ и блогосфере стала появляться информация о нарушениях.

Рассматривать их должна конфликтная комиссия при федеральном координационном совете «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). В ее состав входит, в частности, лидер движения автомобилистов России «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, сенатор Валерий Рязанский, генерал армии Михаил Моисеев. Вчера секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов рассказал, что из 116 заявленных в комиссию нарушений 68 были признаны «не имеющими оснований». Причем о 71 нарушении комиссия узнала из средств массовой информации.

Подобно блогеру Алексею Навальному, который регулярно публикует в «Живом журнале» собственные расследования фактов коррупции, в регионах нашлись активисты, которые приняли участие в праймериз и подробно описали в блогах и сетевых СМИ выявленные фальсификации.

Журналист ульяновской сетевой газеты «Ульяновск online» Сергей Красильников признался «МН», что не рассчитывал занять проходное место в списке «Единой России» и на праймериз пошел с единственной целью — проверить их демократичность. Красильников говорит, что в Ульяновской области были специальные списки кандидатов, которых рекомендовалось поддержать в ходе праймериз. Такие указания главы районов получили на совещании в областном правительстве, пишет Красильников, ссылаясь на одного из руководителей районов. Самих списков журналист, правда, не видел, но считает, что благодаря им в числе фаворитов праймериз оказался совершенно незнакомый ульяновцам милиционер из Новосибирска Александр Хамидуллин. По словам Красильникова, Хамидуллин — хороший знакомый секретаря ульяновских единороссов Андрея Силкина. Кроме того, по наблюдениям Красильникова, 70 из 90 кандидатов на праймериз были фиктивными, они даже не появлялись на площадках. Не добившись в местном отделении «Единой России» пересмотра итогов праймериз, Красильников устроил возле здания общественной приемной Владимира Путина в Ульяновске пикет и объявил бессрочную голодовку. Голодал он девять дней, пока конфликтная комиссия не признала, что факт нарушений на выборах «частично подтвержден». К отмене итогов праймериз по области это не привело.

Единороссы, ссылаясь на специфические правила проведения внутрипартийного голосования, объясняют, что кандидаты вообще не обязаны были самостоятельно агитировать за себя. «Вот помощник полпреда в ПФО Александр Школьник вообще из Москвы друзей приглашал за себя агитировать», — смеется глава общественного совета при президиуме генсовета «Единой России» Алексей Чеснаков.

Другой активист, Анатолий Крячко, который в ЖЖ подробно описывает свое участие в праймериз, утверждает, что ничего расследовать не собирался, а на праймериз пошел с одной целью — быть избранным. Крячко — исполнительный директор некоммерческой организации в Ставрополье, объединяющей профессионалов в сфере жилищного управления. Его организация вступила в ОНФ, но сам он решил участвовать в праймериз как независимый кандидат. На площадке праймериз в станице Ессентукская Крячко увидел, что выборщикам вместе с бюллетенем вручали список кандидатов из десяти человек, названных «Команда патриотов Ставрополья». Среди них губернатор Ставропольского края, несколько депутатов Госдумы, представитель ГУВД по Cтавропольскому краю. Вместе с остальными 71 кандидатом от Ставрополья они принимали участие в праймериз и, согласно предварительным итогам, показали наилучший результат. На площадке же в Пятигорске сам Крячко недосчитался 18 поданных за него голосов.

В принципе факт нарушений представители единороссов признают. «Действительно, в некоторых регионах не пускали наблюдателей и участников праймериз на подсчет голосов, но это нарушение мы устраняли», — говорит Сергей Неверов. Нарушения были, когда сменялся состав выборщиков без решения регионального координационного совета ОНФ. «Жесткие меры», по его словам, были приняты, например, в Пермском крае. Там председатель заксобрания Дмитрий Скриванов был уволен с поста руководителя общественной приемной Владимира Путина. Его единороссы подозревают в отказе включить новые кандидатуры в процедуру праймериз после ее начала. На претензию, что на момент окончания выступлений в зале бывало не больше трети выборщиков, а бюллетеней в урнах гораздо больше, в «Единой России» пояснили, что «бюллетени раздаются в начале заседания, но не все досиживают до конца выступлений, сделав выбор, они голосуют и уходят».

Формирование реального списка из 600 человек на выборы в Госдуму начнется по процедуре, описанной в уставе партии, только 17 сентября и продолжится до съезда 23–24 сентября. Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что фальсификации на праймериз — инициатива местных властей. «Понятно, что праймериз — это сугубо предварительный рейтинг, но регионалам хочется быть в этих рейтингах как можно выше», — говорит он.

Дарья Гусева, Алина Гарбузняк «Московские новости»