
Ульяновскому корреспонденту информагентства «Интерфакс» Ринату Никулину довелось побывать на подъеме теплохода «Булгария». В пос. Затон им. Куйбышева Республики Татарстан (именно там располагался оперативный штаб по подъему судна) он провел ровно неделю - самые последние дни проведения операции. Порталу «73online» Ринат предоставил свой уникальный фотоотчет о командировке.
- Я намеренно воздержусь сейчас от подробностей проведения операции, от перечисления версий причин трагедии - обо всем этом и федеральные, и местные СМИ рассказали уже много раз, - говорит Никулин. - Просто - фотографии и короткие комментарии к ним. Сорри - за качество снимков, ведь снимал сугубо для себя, на память, простенькой цифровой «мыльницей».
Итак, собственно подъем «Булгарии»
Каждый день для многочисленных журналистов, которые находились в Затоне (некоторые - практически с первого дня трагедии), организовывались поездки к месту крушения теплохода. Из-за каких-то постоянных разногласий между Минтрансом РФ и МЧС плавсредств для всех желающих хронически не хватало, и на причале разыгрывались настоящие драмы, в центре которых неизменно находился представитель правительства Татарстана Марсель (на фото он - в красной бейсболке) со списками в руках, которые якобы утверждал сам пресс-секретарь Путина Песков.
Списки эти ежеминутно менялись. Торжествующие лица счастливчиков, кто попадали заявки на «экскурсию», саркастические усмешки тех, кто оставался на берегу… В тот день меня в списках не оказалось, но я не очень расстроился. Был сильный шторм, волны до полутора метров, крохотный катерок весело плясал на них у причала. А спасжилетов хватило только на половину группы…
Счастливого вам пути и возвращения, ребята!
23 июля, вечер. Руководство штаба принимает решение буксировать полупритопленную «Булгарию» в мелководный Кирельский затон. Там ее посадят на мель и начнут работы по осушке судна. Только после этого теплоход можно будет поставить в плавучей док, находящийся неподалеку судоремонтного завода. На его борт зайдут следователи СК.
Наконец-то, для журналистов предоставили полноценный корабль. Морской паром «Сосновка» (странное название для морского корабля, не правда ли?) построен в Кирове, только что спущен на воду, и проходит на Волге испытания. Он уже приписан к порту Петропавловск-Камчатский и, надо полагать, будет перевозить б/у-шные японские авто. Короче, журналистская братия поместилась на него в полном составе - с камерами, штативами и даже передающими телевизионными установками. Грузимся..
По пути к месту крушения теплохода наблюдаем всякие красивые виды - Кирельский Лобач, например. Это такая гора над Волгой, с разноцветными каменистыми откосами.
Девушка с одного из федеральных каналов. Получает ЦУ от начальства.
А это - ножки ее. Ничего, вроде…
На время проведения операции по буксировке «Булгарии» в затон движение на Волге перекрывают. На фото - пассажирский теплоход, которому предстоит проторчать посреди реки несколько часов (кому он помешал, спрашивается?).
Вот оно! Вдали показались два мощных крана, которые держат многострадальный теплоход на плаву. Они движутся навстречу к нам с скоростью 2-3 км/ч.
Караван все ближе и ближе. Автор на секунду отвернулся..
«Булгария»! Еле видна из воды!
Караван с «Булгарией» обходит нас и продолжает свой путь к берегу.
Теперь уже мы обходим спасательный караван. Наступает ночь. В этот момент мне звонят из Москвы. Говорят, что одно из желтых информагентств сообщило, что «Булгарию» уже поставили в док. Перезваниваю на плавучий кран - там сидит представитель Минтранса РФ, который дает мне самую свежую информацию о ходе проведения операции. Он нервно смеется в ответ - опять коллеги наврали..
К полудню следующего дня, 24 июля, специалисты уже хорошо продвинулись с осушением «Булгарии». Корабль уже почти полностью виден из воды и готов к постановке в плавучий док, хотя еще и остаются проблемы с носовой частью - там скопилось много ила. Водолазы уже находят тела, числящихся без вести пропавшими пассажиров (а всего после подъема судна, как известно, нашли 8 человек). Мы опять плывем туда. Вдали, в «открытом море», виднеется белоснежный теплоход «Арабелла» - тот самый, который первый пришел на помощь тонущей «Булгарии» и принял на свой борт ее спавшихся пассажиров. После трагедии корабль арендовали у судовладельца, и на нем поселились многочисленные сотрудники Следственного комитета. «Арабелла» базировалась у близлежащего села Сюкеево, но сразу после поднятия «Булгарии» со дна теплоход-спасатель зачем-то вывезли на середину Куйбышевского водохранилища.
Городок спасателей
Площадь перед причалом «Затон им. Куйбышева» на две недели превратилась в настоящий город. Десятки машин МЧС, передвижного госпиталя медицины катастроф, СМИ. Спутниковые тарелки телевизионщиков. Палатки. Все это - под палящим солнцем (температура в тени - до 38 градусов). Снующие туда-сюда люди. Время от времени кто-то из них падает в обморок - стресс, переутомление, жара.
Спастись от жары можно только под шатрами трех кафе, которые работают почти круглосуточно и кормят, разумеется, бесплатно. Не знаю, смогу ли я теперь есть гречку с тушенкой - она мне уже снится которую ночь подряд!
Пожарные по нескольку раз поливают площадку из брандспойтов, чтобы хоть как-то обуздать зной…
Работы у медиков хватает: люди приходят с солнечными ожогами и мозолями. Кого-то приводят или даже приносят с тепловым ударом. На моих глазах в обморок упала журналистка казанского телеканала - сразу после репортажа. Кстати, это был ее первый прямой эфир. Все обошлось, слава богу.
Специалисты МЧС вытаскивают на берег тяжеленные заградительные боны - ими планировали собирать разлившееся с «Булгарии» топливо. Но этого не потребовалось - все топливо разлилось еще на месте крушения теплохода.
А это уезжают военные водолазы. Крайне молчаливые ребята. Их начальство - тоже. Интервью не дали никому - даже телеканалу «Звезда». Гофрированные трубы слева - это инжекторы, с помощью которых откачивали воду из «Булгарии».
Этот водолаз сломал руку при погружении. Только что ему вручили медаль за проявленное мужество. У него такое растерянное лицо…
Поселковый пляж. На все дни проведения операции был закрыт - здесь базировались силы МЧС и Минтранса. Но местные, насколько я понял, отнеслись с пониманием…
Каждый день на пирс приходил французский бульдог Лаки. У него на ошейнике металлическая бляшка, на которой так и выбито «Лаки. Куйбышевский затон». Лаки все любят - каждый спешит угостить его вкусненьким и почесать ему спинку. Француз в ответ благодарно «хрюкает».
Очень скорбное место. Очень! На пирсе - горы детских игрушек. Приносили местные жители, спасатели, журналисты… Рядом - спасательный жилет с «Булгарии». Я тоже хотел в последний день купить в селе и принести сюда свою игрушку, но забыл. Очень жаль…
Коллеги
В лагере - более ста журналистов. Ночуют - кто в Затоне, кто в соседнем райцентре Камском Устье (ну, это кто побогаче - гостиница в Камском стоит от 500 рублей в сутки, а в Затоне журналисты жили бесплатно в общежитии местного кадетского корпуса). Каждое утро все спускались к реке, в лагерь оперативного штаба, и начиналась охота за новостями, которая продолжалась до позднего вечера. Несколько раз в день на солнцепеке проходил подход к прессе - вещали лично глава МЧС Шойгу и министр транспорта Левитин, его заместитель Олерский, президент Татарстана Минниханов, начальник Приволжского управления МЧС генерал-лейтенант Паньшин.
В ожидании новостей…
У телевизионщиков - самая современная техника, даже у местных, казанских.
Пишущая братия работает, где придется, под крышей причала, под тентами кафе..
Но все остальное времяпрепровождение между поиском, обработкой и отправкой «наверх» новостей напоминает, если честно, Крым. Яркое солнце, безбрежное море (ширина водохранилища здесь - 43 км), тусовки. Журналисты ТВЦ, «Звезды» и «Маяка» поют песню «За тех, кто в море». А водитель телеканала Russia Today спит богатырским сном - каждый день он возит своих коллег из Казани и обратно.
Затон им. Куйбышева.
Поселок мне понравился. Тихий, благоустроенный, зеленый. Пьяных не видно. В центре - десятка два двухэтажных бревенчатых бараков - аккуратные такие, на вид вполне крепкие и уютные. Одно «но» - туалеты на улице. Каково там жить зимой, интересно?
Впрочем, в 2,5-тысячном поселке есть вполне респектабельные новостройки - регион-то небедный, как известно..
Это была НАСТОЯЩАЯ работа, море впечатлений, новые друзья. Но монетку я кидать не стал - не дай бог ездить в командировки по таким печальным поводам. Земля вам пухом, 122 пассажира «Булгарии»…
С уважением, Ринат Никулин, специально для «73online».
Ульяновск-Затон им. Куйбышева-Казань-Ульяновск".
19-26 июля 2011.