Экологические правозащитные организации «Гринпис», «Беллона» и Центр содействия гражданским инициативам (ЦГСИ) протестуют против реализации совместного проекта Росатома и Олега Дерипаски по строительству в Димитровграде Ульяновской области опытной АЭС на быстрых нейтронах. Экологи считают реактор аварийно-опасным. В Росатоме заявляют, что будущий реактор наиболее безопасен и экономически очень выгоден.

Вчера экологические правозащитные организации «Гринпис», «Беллона» и ЦГСИ (Димитровград) распространили заявление по поводу планов строительства в Димитровграде новой АЭС. Речь идет о проекте атомной станции с опытно-промышленным энергоблоком электрической мощностью в 100 МВт и с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем. Энергоблок будет размещен рядом с ОАО «ГНЦ НИИАР» (димитровградский НИИ атомных реакторов). Проект реализует ОАО «АКМЭ-инжиниринг» (акционеры компании — ГК «Росатом» — 50%, ООО «Евросибэнерго», подконтрольное Олегу Дерипаске, — 50%). Декларация о намерениях строительства энергоблока была одобрена и подписана правительством региона в декабре минувшего года, а уже 19 апреля в СМИ прошло сообщение о проведении оценки воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС). На сегодня работа по ОВОС, проводимая ООО «Энерготехнология», закончена, на 29 июля в Димитровграде назначены общественные слушания.

Экологи, проанализировав экспертную оценку, уже направили заказчику проекта свое заключение, в котором привели «более 20 доказательств, почему станция опасна», и требуют отказаться от использования этой технологии. Они заявляют, что свинцово-висмутовый теплоноситель реактора «печально известен тем, что накапливает полоний-210 — радиоактивное вещество, смертельно опасное для человека даже в микродозах». «В 60-80-е годы реакторы такого типа ставились на советские атомные подводные лодки, однако после череды аварий от них отказались», — отмечается в заявлении. Ссылаясь на мнения экспертов, экологи отмечают, что полоний-210 образуется при облучении висмута, и «даже при незначительной разгерметизации наступают серьезные радиационные последствия для людей и окружающей среды», от этой технологии отказались Франция и Япония. Экологи указывают, что территория Димитровграда неблагоприятна для размещения АЭС в связи с наличием в этом районе «тектонического нарушения протяженностью в 300 км», что отражено в заключении Института физики Земли. Также отмечается отсутствие обязательного для ОВОС анализа альтернативных вариантов вплоть до «нулевого» — отказа от проекта. «Мы настаиваем на нулевом варианте», — пояснил „Ъ“ председатель ЦСГИ Михаил Пискунов.

Руководство ОАО «АКМЭ-инжиниринг» от комментариев отказалось. В свою очередь, директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков сказал „Ъ“, что не комментирует заявления «Гринписа», «для которого любая АЭС — это плохо». В то же время он пояснил, что «это хороший коммерческий и уникальный проект, с мировой конкурентоспособностью», выгодный и инвестору, и НИИАРу. «НИИАР сам настаивал на том, чтоб реактор был построен у них, и боролся за него с Обнинским физико-энергетическим институтом», — пояснил господин Новиков. С заявлением экологов об опасности СВБР-100 он не согласен, отмечая «экологическое преимущество реактора», в котором теплоноситель в виде свинца при разгерметизации контура «вытечет, застынет и не попадет в окружающую среду, в то время как с водой, которая утекает и испаряется, много проблем».

Директор НИИАРа Владимир Троянов от комментариев отказался, сказав, что свое мнение у него есть, он выскажет его только на общественных слушаниях.

Председатель подкомитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП , экс-замминистра атомной энергетики РФ Валентин Иванов (в прошлом — директор НИИАРа) подтверждает, что накопление полония в теплоносителе происходит, но не считает это угрозой, поскольку «опасный первый контур теплоносителя находится внутри корпуса реактора за двумя барьерами из стали», а при утечке происходит «самозалечивание», когда теплоноситель, вытекая, застывает. «Полоний, если его специально не засовывать в рот или не дышать его парами, не попадает даже обслуживающему персоналу, хотя при ремонте первого контура придется соблюдать осторожность», — заметил эксперт. Он считает, что «СВБР-100 гораздо безопаснее всех на сегодня существующих реакторов, но полностью безопасным станет реактор «БРЕСТ», который будет работать полностью на свинцовом теплоносителе».

Господин Пискунов понимает, что общественные слушания не помогут решить проблему и пройдут «так, как надо заказчику», потому что «туда по уже отработанной технологии будут приведены в основном свои люди». Однако председатель ЦСГИ намерен еще обратиться в прокуратуру, «поскольку в документах по проекту обнаружены очень серьезные нарушения».


Сергей Титов, Ульяновск

www.kommersant.ru