Вчера на территории бывшего военного городка 31 «Арсенала» была задержана съемочная группа телеканала РЕН-ТВ. У журналистов пытались отобрать видеокамеру и кассету, на которой были сняты так и не отремонтированные после взрывов 2009 года жилые дома. «Мы снимали разрушения, провалившиеся крыши, развороченные взрывом косяки, - рассказывают журналистка Наталья Романова и телеоператор Ахмет Мударисов. - Через полчаса к нам подошли военные, они не представились и сразу же стали требовать, чтобы мы выключили камеру, отдали запись. Главный из них, разговаривая с солдатами, приказал: «арестовать журналистов, как только они выйдут из машины». Нашей машине преградили путь, под колеса положили шипы и приказали нас не выпускать». Военный комендант 31 «Арсенала» Григорий Наугольный уверяет, что ничего не знает о задержании журналистов.

Специальный корреспондент 73online.ru Сергей Красильников выехал на место инцидента и попытался разобраться в том, что скрывает руководство «Арсенала».

«Тут журналисты прорываются. Что делать?»

Вчера около двух часов дня в редакции 73online.ru раздался телефонный звонок. Репортеры РЕН-ТВ Наталья Романова и Ахмед Мударисов просили помочь. Их машину заблокировали на территории бывшего военного городка 31 «Арсенала» и хотят отнять у них камеру и видеозапись. Сам не раз оказывался в ситуации, когда препятствовали моей журналисткой деятельности и знаю, насколько важна поддержка коллег, поэтому немедленно выехал на место инцидента.

На КПП 31 «Арсенала» мне преградили путь контролер и солдаты. Когда я показал удостоверение журналиста, контролер по внутренней связи обратился к своему начальству: «Тут еще журналисты прорываются. Что делать?». На что было велено: «журналистов не пускать». В это время на территории военного городка проходила «спецоперация» по захвату «диверсантов» из съемочной группы федерального телеканала.

«Мы снимали разрушения, провалившиеся крыши, развороченные взрывом косяки, - рассказывают журналистка Наталья Романова и телеоператор Ахмет Мударисов. - Через полчаса к нам подошли военные, они не представились и сразу же стали требовать, чтобы мы выключили камеру, отдали запись. Потом главный из них, разговаривая с солдатами, приказал арестовать журналистов «как только они выйдут из машины». Нашей машине преградили путь, под колеса положили шипы и приказали нас не выпускать.

Причем, толком ничего не объяснили. Сначала военные ссылались на то, что объект секретный, и здесь нельзя находиться без особого разрешения. (Хотя местные жители говорят, что с 15 марта этот военный городок объявлен открытым). Потом военные все-таки признали, что мы на самом деле мы находимся на открытой территории, а они просто хотят установить наши личности. В итоге, нас не выпускали больше двух часов, но записи мы им так и не отдали».

Журналисты предполагают: такое скандальное поведение военных связано с тем, что бюджетные средства, выделенные на ремонт жилых домов после ЧП на 31 «Арсенале» в 2009 году, были потрачены неэффективно.

Сами жители злополучного военного городка рассказывают о текущих после ремонта крышах, трещинах в стенах и разрушающихся домах. Пенсионерка Людмила Клишина сетует, что все обещания военных и ульяновских чиновников до сих пор не выполнены: «Побелили дома для вида, а внутри так ничего и не отремонтировали. Крышу крыли, но она вся течет, в дождь – я ведрами воду таскаю из квартиры».

«Потёмкинская деревня»

Военный комендант гарнизона 31 «Арсенала» Григорий Наугольный заявил, что впервые слышит о задержании журналистов. А все вопросы по поводу плохого ремонта жилья переадресовал к бывшему главному инженеру квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ), а ныне директору управляющей компании для фондов минобороны ООО «Славянка» Александру Гондалеву.

Г-н Гондалев считает, что жители преувеличивают и просто пытаются воспользоваться ситуацией: «Некоторые сами разбивали окна в квартире, чтобы им поставили пластиковые». Хотя позже в беседе «военный коммунальщик» признал, что осталась масса недоделок: «Все делалось впопыхах, ноябрь месяц, быстрей-быстрей перекрывались крыши. Я просто вспоминаю, когда все это дело случилось, 100 раз все обсчитывалось, подавались заявки. Сначала финансов не было, люди работали в долг, потом приехали умные дяди из Москвы, начали все срезать».

- Так сколько же было выделено средств на восстановление поврежденных домов?

- Только через КЭЧ прошло порядка 26 миллионов федеральных средств. Плюс там еще были дополнительные деньги и организации типа 529 ВСУ (военно-строительное управление), - отметил Александр Гондалев.

- А вы тоже живете на территории «Арсенала»?

- Слава Богу, не живу.

Если военные в этой ситуации местным жителям не помогают, то и на город надеяться тоже не стоит, - отметил мэр Александр Пинков. «Военный город пока не передан в ведение муниципалитета, - заявил Пинков. - Я по этому поводу буквально вчера разговаривал с директором департамента имущественных отношений министерства обороны. Ведь нужно привести в порядок котельную, инженерные сооружения, жилой фонд. Ничего не готовится к новому отопительному сезону, а цена вопроса - 131 миллион рублей. Мы таких денег из городского бюджета дать не можем».

- Откуда возьмутся деньги?

- Министерство обороны должно дать, это их полномочия, их собственность. С финансированием серьезные проблемы. А просто так город не может взять на свой баланс этот жилой фонд. Ну, а в честь чего брать-то? – досадовал Пинков.

- После взрывов на «Арсенале» ремонт домов финансировался только из федерального бюджета?

- Не только, были деньги из регионального и городского бюджета. У нас уже есть решение суда, что нам почти 58 миллионов должно возвратить министерство обороны за восстановление жилого фонда «Арсенала», но не возвращает пока.

- Люди жалуются, что толком ничего не отремонтировано, не все работы проведены, внутри приходилось самим все делать.

- Ну, понятно, там много было такой профанации - как обычно это военные делают. Починили кровли, которые выходят на сторону штаба, а те кровли, что находятся с другой стороны – не чинили. Когда большие военные начальники приезжали, там им «потемкинскую деревню» показывали.

«Голая правда»

Как на самом деле проходили «проверки», - рассказывает бывшая сотрудница 31 «Арсенала» Анна Малиновская, прославившаяся недавно в ток-шоу второго Канала как «подруга Ермакова». Она предоставила порталу 73online.ru фотографию из своего домашнего архива.

«Московских проверяющих обычно просто напоят в гостинице, потом баня, бильярд. Вот здесь на фото финансист из Минобороны Михаил Бардин в сауне военной гостиницы «Якорь», что на территории «Арсенала». Так у нас приезжала московская проверка», - уверяет г-жа Малиновская.

(К сожалению, на фото не видно полностью лица столичного «ревизора». Редакция 73online.ru отправила журналисткой запрос в военной ведомство с просьбой - провести служебную проверку по данному факту).

В общей сложности порядка сотни миллионов рублей были потрачены на восстановление жилых домов, поврежденных взрывами на 31 «Арсенале». Но ни местные власти, ни Минобороны так до сих пор и не проверили, насколько эффективно были потрачены эти средства. Военные кивают на мэрию, мэрия – на военных. А сотни жителей военного городка оказались в «подвешенном состоянии»: дома не могут войти в программу капитального ремонта, их квартиры весьма проблематично приватизировать, продать или обменять.

После ЧП на Арсенале только ленивый политик и чиновник не «пропиарился» на том, как они «помогают» пострадавшим. С тех пор прошло почти два года. О людях в очередной раз забыли...

Репортаж: Сергея Красильникова