Сегодня «Российская газета» опубликовала окончательную версию законопроекта о техосмотре. Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2012 года.

Начнем с того, что вся процедура будет зависеть от обязательного автострахования. Это полностью изменит и схему регистрации автомобиля. Также поменяются тарифы на техническую диагностику машин.

После вступления в силу закона перед тем, как поставить машину на учет, необходимо будет получить талон техосмотра. Он даст право на получение страховки ОСАГО. Без нее машину на учет в ГИБДД не поставят. Ранее порядок был обратным: сначала приобретается полис, затем постановка машины на учет, прохождение ТО. С 1 января в первую очередь необходимо будет пройти техосмотр, получить полис и только потом зарегистрировать транспортное средство.

Для новых машин это проблем не составит. Предполагается, что салоны их уже будут продавать с соответствующими документами. Останется только купить полис ОСАГО и пройти регистрацию. Пока не принят новый закон о регистрации транспортных средств, поставить на учет машину может только ее владелец или его представитель.

Для бывших в употреблении машин новый владелец должен будет предоставить паспорт транспортного средства, в котором смена владельца уже прописана, а также с договором купли-продажи на пункт техосмотра. В связи с тем, что без техосмотра невозможно заключить договор ОСАГО, вносятся изменения в КоАП. Будет отменен пункт о непройденном техосмотре. До сих пор за это нарушение лишали регистрационных знаков. Теперь ГИБДД не будет наказывать за отсутствие техосмотра, только за неимение страховки.

Причем у страховой компании будут законные основания не заключать договор, если срок следующего техосмотра истекает за шесть месяцев до окончания сроков страхования. Страховка оформляется максимум на год. В то время как техосмотр может быть оформлен на три года, на два и на один - в зависимости от года выпуска машины.

За каждый техосмотр оплата устанавливается местным законодательством. Но эта сумма не может превышать максимальную, установленную Федеральной службой по тарифам.

С января 2012 года Российский союз автостраховщиков (РСА) должен создать систему аккредитации пунктов техосмотра. Это могут быть как просто диагностические пункты, так и пункты на базе сервисов. А также просто отдельные мастерские, в которых есть необходимое диагностическое оборудование и как минимум один мастер соответствующей квалификации.

Наряду с новыми аккредитованными страховщиками пунктами ТО будут работать и старые, в которых работали и еще будут работать инспекторы государственного технического надзора.

По законопроекту они будут обслуживать население до 2014 года. Затем все их функции перейдут в организации, аккредитованные непосредственно Российским союзом автостраховщиков (РСА).

Получение аккредитации - платная услуга для техцентров. Но стоимость ее пока не определена. Предполагается, что деньги за нее будут идти как на обслуживание нового направления работы в РСА, так и на создание некоего фонда, из которого будут выплачиваться деньги потерпевшим.

Это важный момент в законопроекте. Ведь теперь предполагается, что если машина попала в ДТП из-за проблем с оборудованием, то тот, кто проверял техническое состояние и выдал талон техосмотра, тоже несет ответственность, причем материальную, за случившуюся аварию.

Аккредитация будет действовать бессрочно. Однако в случае выявления проблем или поступления в течение года двух обоснованных жалоб она может быть приостановлена или прекращена.

По словам главы Союза автостраховщиков Павла Бунина, одной из функций РСА по организации техосмотра может стать обеспечение и учет бланков техосмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

- Порядок обеспечения бланками планируется осуществлять по аналогии с обеспечением бланками полисов ОСАГО, - заявил глава РСА. - Передача РСА функций по проведению техосмотра, по мнению экспертов, представляется логичной. Как профессиональное объединение страховщиков, участвующих в продаже полисов ОСАГО, РСА располагает всеми возможностями, в том числе административными, для создания удобной и эффективной системы по осуществлению контроля процедуры техосмотра.

В то же время участие страховщиков в проведении технического осмотра позитивно отразится на его качестве, так как страховые компании особенно заинтересованы в снижении аварийности из-за технических неисправностей.

По словам Павла Бунина, обязательным документом для заключения договора ОСАГО планируется сделать действующий талон техосмотра. В свою очередь полис ОСАГО будет его заменять.

по материалам "Российской газеты"

фото: www.segodnya.ua