Компания «Старатели-Новоспасское» (Ульяновская область) может прекратить свое существование — ее имущество намерен арестовать и реализовать Сбербанк за долги по кредиту. Владельцы компании считают, что ее к предбанкротному состоянию привел гендиректор, которого они уже несколько месяцев не могут отстранить от руководства, и называют действия руководителя «откровенным рейдерством». Правоохранительные органы по заявлениям проводят проверку, но конкретных действий не предпринимают.

Вчера в Самаре состоялось заседание Третейского суда при ЗАО «Сбербанкинвестстрой» по иску Сбербанка к заводу сухих строительных смесей (ССС) ООО «Старатели-Новоспасское» (Новоспасский район Ульяновской области), долг которого по кредиту составляет около 90 млн рублей. Сбербанк просит обратить взыскание на все имущество предприятия. Третейский суд удовлетворил требование Сбербанка, который теперь вправе реализовать имущество завода по частям, после чего тот прекратит свое существование. Владельцы компании надеются, что еще смогут сохранить предприятие, и намерены оспорить решение в арбитраже. Но прежде они хотят добиться отстранения от должности гендиректора предприятия Андрея Ревы.

Характерно, что господин Рева позицию Сбербанка поддержал. Стоит отметить, что еще около полутора лет назад предприятие считалось успешным. На персональной странице губернатора региона Сергея Морозова отмечалось, что «ООО «Старатели-Новоспасское» является стабильным и динамично развивающимся». Об этом говорят и московские совладельцы предприятия, на средства которых был построен завод.

ООО «Старатели-Новоспасское» создано в 2001 году подмосковной компанией «Старатели», учрежденной в 1992 г. студентами МАИ. В 2010 году мощность завода составила 312 тыс. тонн ССС в год, численность — 380 человек, оборот — около 600 млн рублей в год, прибыль — около 50 млн рублей. 72% компании принадлежит в равных долях по 12% московским предпринимателям (совладельцам ООО «Старатели», профилирующейся на производстве ССС), 28% — прописанному в Сызрани Андрею Реве — гендиректору завода, чье право на руководство оспаривается в арбитраже.

Владельцы утверждают, что в 2010 году «столкнулись с непонятными действиями гендиректора Андрея Ревы» — «он перестал согласовывать свои действия с собственниками, отказывался с ними встречаться, прекратил предоставление управленческой информации, начал производить продукцию конкурентов из их давальческого сырья, заключал заведомо невыгодные контракты, оказался аффилированным с недавно созданным конкурентом — ООО «Новоспасская гипсовая компания» (НГК), где на тот момент учредителем была его дочь, а директором — зять».

В сентябре 2010 года москвичи решили сменить гендиректора, назначив на 3 декабря общее собрание, но тот на собрание не явился (решение было принято без него 72% голосов). В свою очередь, господин Рева 8 декабря обратился в арбитраж, требуя признать решение недействительным в связи с нарушениями процедуры его принятия. Позднее он добавил новое основание — якобы его смещение не должно было состояться, поскольку, согласно уставу, для этого «требуется 3/4 голосов». Позже однако выяснилось, что господин Рева ввел в заблуждение суд, так как устав был подменен, а в его реальном варианте вопрос решается двумя третями голосов.

Рассматривая иск господина Ревы, суд выяснил, что 11 января истец попросил налоговую инспекцию выдать ему оригинал устава, но вернул копию с уже другими уставными требованиями. Арбитражный суд своим решением фактически подтвердил факт подлога и отказал Андрею Реве в удовлетворении иска, однако тот подал апелляционную жалобу, которая будет рассматриваться 7 июня в 11 апелляционном суде Самары.

Владельцы компании обратились в прокуратуру и следственные органы с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело по фактам мошенничества, фальсификации, преднамеренного банкротства и злоупотребления полномочиями.

Президент ООО «Старатели» Андрей Петрухин назвал действия Андрея Ревы «откровенным и наглым рейдерским захватом предприятия», отмечая, что «с 3 декабря владельцев завода гендиректор вообще не пускает на территорию предприятия, не дает им знакомиться с документацией компании, людей увольняют, штат сократился с 350 до 70 человек, все имущество завода сдано в аренду НГК за «смешную цену», при этом заключен кабальный договор аренды земельного участка, без согласования с собственниками взят кредит Сбербанка, не выплачиваются лизинговые платежи». По словам консультанта «Старателя» по правовым вопросам Михаила Щедрова, собственники «обращались и в СКР, и генпрокуратуру и в МВД», «но пока нет никакой реакции». «На каком-то уровне дело блокируется или спускается на тормозах», — подчеркнул юрист.

Старший помощник руководителя СУ СКР Александр Сорокин подтвердил, что «проверка фактов по признакам рейдерства продолжается», но не стал сообщать подробности. Господин Рева от комментариев отказался, заявив, что «пока не время».

В правительстве Ульяновской области в курсе проблемы. «Я бы не хотел, чтоб предприятие рухнуло, но мы не можем ввязываться в хозяйственный спор. Все ждем 7 июня, когда, вероятно, с решением апелляционной инстанции наступит развязка», — сказал первый вице-премьер облправительства Александр Якунин.

Заместитель управляющего Ульяновского отделения Сбербанка РФ Алла Гладкова пояснять позицию Сбербанка отказалась, отметив, что «пока банк эту тему не комментирует». Впрочем, собеседник в кредитном учреждении заметил, что «обращение Сбербанка в суд стало вынужденной и крайней мерой, так как двухмесячные попытки руководства уьяновского ОСБ ОАО «Сбербанк России» урегулировать сложившуюся ситуацию путем мирных переговоров с ООО «Старатели-Новоспасское» в лице господина Ревы успехом не увенчались, а все предложения банка оставались без рассмотрения.

Старший юрист поволжской дирекции юридической компании «Вегас-Лекс» Игорь Гусев отмечает, что «дела о рейдерских захватах редко доводятся до справедливого итога в виде наказания захватчиков из-за того, что в российских условиях многое зависит от политической воли власти, на которую нередко оглядываются суды и правоохранительные органы. «А само уголовное законодательство не отвечает реалиям изменившегося общества и не обладает достаточными нормами для своевременного пресечения экономических преступлений», — добавил эксперт.

Сергей Титов, Ульяновск

Коммерсантъ