Airbus, EADS EFW и российские партнеры — Объединенная авиастроительная корпорация корпорация "Иркут" приняли решение о приостановке программы по переоборудованию пассажирских самолетов Airbus А320/А321 в грузовые и начале проведения необходимых корпоративных процедур по закрытию совместного предприятия по конвертации Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC). Решение объясняется экономическими причинами.
"Наметившаяся в последнее время тенденция, включающая, в том числе, и повышенный интерес авиакомпаний к A320 NEO, привела к повышению спроса на пассажирские самолеты семейства Airbus А320, а не на их грузовые аналоги. Кроме того, рост объема пассажирских авиаперевозок способствовал увеличению спроса на А320 и А321 на вторичном рынке, что сильно сократило количество пассажирских лайнеров, доступных для конвертации", — говорится в заявлении компаний.
Совместное предприятие Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC), партнерами в котором выступали компании EADS EFW /Airbus, ОАК / "Иркут", было создано в апреле 2007 г. в Дрездене. Российская доля в СП составляла 50% и была поровну разделена между ОАК (25%) и корпорацией "Иркут" (25%) . Оставшиеся 50% поделили EADS EFW (32%) и Airbus (18%). Конвератцию планировалось начать на заводе EADS EFW в Дрездене в ноябре 2011 г., куда в конце марта уже был доставлен первый самолет A320-211. После переделки его планировалось передать европейскому региональному грузоперевозчику West Atlantic через лизинговую компанию AerCap. Корпорация "Иркут" должна была поставлять комплектующие для конвертируемых самолетов, также планировалось открыть в России вторую линию конвертации на территории свободной экономической зоны "Ульяновск-Восточный".
Уже при создании СП возникал вопрос о том, будет ли на рынке достаточное количество Airbus А320 для конвертации, по сделанным при запуске компании прогнозам такие ВС должны были появиться на рынке. Однако этого не произошло. AFC получила только один заказ на конвертацию 30 ВС от AerCap. Даже после объявления о ремоторизации А320 и появления А320 NEO снижения стоимости на классическую модель ВС не наблюдалось. Как показывает практика, остаточная стоимость самолетов предыдущего поколения начинает уменьшаться, если доля самолетов нового поколения, поступивших в эксплуатацию, достигает хотя бы 20-25%, а когда их количество становится более или менее сопоставимым, происходит заметное снижение стоимости старых машин.
Как сообщила корпорация "Иркут", она продолжит сотрудничество с Airbus по программе производство комплектующих для пассажирских самолетов семейства А320, в число которых входят ниша носовой опоры шасси, килевая балка и направляющая закрылка. В 2010 г. корпорация поставила Airbus 66 комплектов килевой балки и 96 ниш передней стойки шасси на общую сумму 5,6 млн. долл. США. По словам представителя "Иркута", к концу 2011 г. производство компонентов килевой балки планируется вывести на уровень 90 комплектов, ниш передней стойки шасси – более 120 комплектов, направляющей закрылка – свыше 60 комплектов. Планируемый суммарный объем производства коплектующих для Airbus в 2011 г. – более 9 млн. долл. США.