К финалу Третего Международного Фестиваля теле- и кинопрограмм для семейного просмотра «От всей души» имени Валентины Леонтьевой в Ульяновске дождались кинорежиссера и актера Станислава Говорухина. В нашем городе Станислав Сергеевич не только представил фестивальный фильм закрытия «В стиле jazz», но и закрыл выставку своих картин около месяца экспонирующуюся во Дворце книги. В качестве «тяжелой артиллерии» художник-любитель Говорухин привлек своего давнего знакомца и нашего знаменитого земляка Никаса Сафронова. Знакомство с Ульяновском для звездных гостей началась со встречи, которая обоих удивила и поразила.

«Борьба с курением и запрет на продажу спиртного – величайшая дурость»

Машине, на которой ехали Станислав Сергеевич и Никас перегородили дорогу участники антиникотиновой демонстрации, которая прошла в нашем городе в рамках Дня отказа от курения и совпала с заключительными аккордами фестиваля.

- Все- таки мы в России – величайшие ханжи в большинстве своем. Мы с Никасом собственными глазами видели, как две молодые девчушки покинули стройные ряды демонстрантов и отправились за угол тайком покурить, – поделился с нами курящими знатный трубочник и поклонник сигар Говорухин. – Я вообще не понимаю, у страны другой беды и иного врага нет, чем курящие люди. Чем нам войну объявлять, лучше бы боролись с наркоманией, жестокостью.

- А у нас еще и спиртное в магазинах не продают после восьми вечера и в выходные дни, – от души пожаловались мы.

- Вся эта борьба не с тем – величайшая дурость тех политиков, кто не видит вокруг себя иных более серьезных проблем. Горбачев уже поборолся с алкоголизмом. Полстраны потравилось. Потому что русский человек, если захочет, выпить найдет всегда, в условиях любых запретов и ограничений. Но найдет суррогат. Лучше создайте людям достойную жизнь, и народ сам откажется и от сигарет, и от спиртного. Я вот курил, курю и буду. Никас, хотя и не курит, но, когда выпил накануне, расстрелял у меня полпачки сигар. Хотя, должен вам сказать, в сытой Европе ситуация еще глупее. Там ветеран французского Сопротивления в годы Второй Мировой войны с больными ногами вынужден идти черт-те куда в специально отведенное место, чтобы выкурить трубочку. А в голландских спецбарах, где подают сигареты, начиненные марихуаной, гашишем и анашой, если закуришь обычную папиросу подойдет официант: мол, в нашем заведении борются с табакокурением. Честное слово, не шучу. Мне об этом казусе рассказывала знакомая армянка, живущая в Голландии. Ее эта борьба так достала, что она решила вернуться на родину.

- В одном из ваших интервью звучит признание: если, дескать, в течение дня вы не выпьете рюмочку, то день прожит зря…

- А что вас так удивляет? Я всю жизнь пью и жру. И благополучно дожил до 75-ти лет. И на здоровье не жалуюсь. Я же меру знаю, и меня не надо ограничивать. Возвращаясь к предыдущему вопросу, тут один деятель в Интернете написал, что надо убрать Говорухина с телеэкранов, потому что он-де все время появляется в кадре с трубкой. И тем самым рекламирует курение. Этот человек либо дурак, либо завистник. У самого наверное здоровья нет, вот и исходит, глядя на меня, курящего и здорового.

Волга – стоячее болото, или Джоконда на Рублевке

Сафронова и Говорухина объединяет, как выяснилось, помимо живописи, еще и любовь к Волге. Станислав Сергеевич все детство провел по соседству в Татарстане.

- Душа болит, когда вижу, что стало с Волгой, – сетует он. – Когда-то вода в ней была такая чистая и прозрачная, что можно было ведром зачерпывать и пить. А сейчас в ней вся таблица Менделеева. На Волгу хорошо смотреть откуда-нибудь подальше и повыше. Вот мы с Никасом забрались в ресторан на крыше гостиницы «Венец», выпили по рюмочке – красота! А вблизи Волга – стоячее болото.

- В Интернете с недавних пор развернулось обсуждение, кто, кого, открыл зрителям в кино: Говорухин Высоцкого или Высоцкий Говорухина…

Я в этих обсуждениях априори участия не принимаю – увольте! Что мне сейчас говорит, что без меня Высоцкий не стал бы сам собой? Или, что без Владимира Семеновича я был бы хреновым режиссером? Мы нашли друг друга. Мы стоили друг друга. Мы дополняли друг друга. Это редкое и удачное сочетание. И я рад, что оно было в моей жизни.

Никас Сафронов, выступление которого местные художники проигнорировали (не любят они его, сами слышали произнесенное за глаза: «Ну вот, опять этот Сникерс приехал…») привез на родину настоящее сенсационное заявление. Он утверждает, что слышал, будто некоторое время назад знаменитая Джоконда на пару недель пропадала из Лувра…

- Говорят, – признался земляк-живописец, – что вернули в Лувр блестяще исполненную копию Моны Лизы. А оригинал теперь украшает один из особняков на Рублево-Успенском шоссе. Конечно, можно принять это за идиотскую шутку, за плохой анекдот. Но, зная нравы обитателей Рублевки, могу предположить все, что угодно…

Кстати, на открытие звезды своего имени в сквере напротив областного театра кукол Говорухин не явился. «Скромнее нужно быть», – объяснил Станислав Сергеевич.


Что в Ульяновске хорошо, то в Европе - скандал

Вечером в Большом зале Ленинского мемориала на закрытии фестиваля подвели его итоги. Призы по основным номинациям распределились следующим образом:

«Лучший неигровой фильм» - «Николай Карамзин. Несть лести в языце моем». Руководитель этого проекта Игорь Золотусский – единственный из гостей и участников фестиваля, который задержится в Ульяновске еще несколько дней. Здесь он снимает основные сцены своего нового документального фильма. О Гончарове.

«Лучший полнометражный художественный фильм» - «Воробей».

Популярный киноактер Владимир Качан вручил награду в номинации «Лучшая женская роль» своей коллеге Ольге Красько за фильм «В стиле jazz». Актриса, звезда «Турецкого гамбита» призналась, что это первая подобная награда в ее жизни в такой номинации.

Сергею Пускепалису, победившему в номинации «Лучшая мужская роль» (фильм «Как я провел этим летом»), симбирцитовую статуэтку вручила Наталья Бондарчук. Сергей – обладатель «Серебряного медведя» на престижнейшем Берлинале-2010 за ту же роль – отнесся к этому как должное. Вряд ли ульяновский приз когда-нибудь хотя бы догонит «Медведя». Но об этом чуть позже.

Номинация «За современное воплощение всемирно известной сказки» - итальянский фильм «Приключения Пиноккио», режиссер – Альберто Сирони.

«За многолетнее творческое служение киносказке» - Зденек Трошка. Получив приз (почему-то из рук журналистки «Пионерской правды») чешский режиссер так растрогался, что исполнил «Катюшу» на чистейшем русском языке.

Спецприз «За патриотизм» достался Борису Галкину, исполнившему в благодарность собственнуюпесню, почему-то по мелодике похожую на «Пока земля еще вертится…» как близнец. Интересно, а что там с авторскими правами?..

«За многолетне служение делу нравственного воспитания кинозрителя» - награду получила уже упомянутая Наталья Бондарчук. Ее ленту «Гоголь. Ближайший» показали в рамках фестиваля, хотя и с накладками. В «Крыльях» показ был прерван в середине фильма, потому что организаторы фестивпля что-то там не согласовали с прокатчиками. Пришли зрители по билетам на заранее назначенный сеанс другого кино. Пришлось смотревшим «Гоголя…» выметаться. Нехорошо, однако!

А вот конкурсный фильм Станислава Говорухина «В стиле jazz» с какого-то перепугу вынесли за фестивальную программу. Он был показан уже после того, как всем сестрам раздали по серьгам. Опять организаторы «постарались». Ничуть не умаляем бесспорных заслуг фильма Станислава Сергеевича. Но для любого уважающего себя кинофестиваля это был бы скандал. Ну а в Ульяновске все через… «от всей души». Даже сам Говорухин, которого зал приветствовал стоя, получая Гран-при, мрачно пошутил:

- Вот я и дожил до того почтенного возраста, когда призы вручают только за то, что дожил…

Текст: Ярослав ЩЕДРОВ.

Фото Ярославы ЕВДОКИМОВОЙ.