В понедельник главными героями четвертого дня Международного фестваля теле- и кинопрограмм для семейного просмотра «От всей души» имени Валентины Леонтьевой стали Валерий Золотухин, Ольга Красько и Сергей Пускепалис. Валерий Сергеевич в рамках фестивальной программы представил свой творческий вечер. Ольга приехала в Ульяновск в качестве исполнительницы главной роли в конкурсном фильме «В стиле jazz». А звезда фильма «Как я провел этим летом – триумфатора прошлогоднего Берлинского кинофестиваля – Пускепалис выступил перед актерами и студентами с мастер-классом «Я в предлагаемых обстоятельствах».

Как Золотухин улучшает демографическую ситуацию в стране

С тех пор, как больше года назад популярный артист театра и кино в качестве специально приглашенной звезды принял участие в открытии на набережной Свияги памятника Петру и Февронии, он старается воспользоватьсякаждым приглашением в наш город и побывать здесь. Так произошло и в этот раз. Хотя все думы Валерия Сергеевича сейчас об ином, в чем он с утра признался нашему порталу:

- На днях легендарный театр на Таганке, где я служу безвылазно уже скоро полвека, переходит из-под государственной опеки в автономку – таково решение его практически бессменного художественного руководителя Юрия Любимова. А я в родном театре – еще и председатель профкома и должен в первую очередь думать о тех, кто работает в наших стенах. Я прекрасно понимаю, что с началом автономного плавания наш театр не сможет работать как сейчас: показывать по одной премьере в год и ежемесячно спектаклей в три раза меньше к тому их количеству, которое мы можем делать реально. Просто такова манера работы Юрия Петровича. Когда он два-три месяца репетирует новый спектакль, наш театр текущий репертуар вообще не играет. Поэтому я давно уже совмещаю работу на Таганке и участие в антрепризных спектаклях. При этом спектаклей в родном репертуарном театре и в антрепризе у меня примерно поровну. Да и в остальное время – с четверга по воскресенье. Любимов сосредоточил в своих руках власть и худрука и директора. Без государственной поддержки, чтобы продолжать нормально зарабатывать, придется либо здорово сокращать коллектив, чего я как председатель профкома не могу допустить, либо работать в другом темпе, на что никогда не пойдет Юрий Петрович. Ему же уже 94 года все-таки…

- В таком возрасте многие худруки давно уходят на заслуженный отдых. Любимов на покой не собирается?

- Что вы? Он еще полон сил и здоровья. И пусть работает, долгих лет ему жизни. «Таганка» их тех театров, которые долгие годы связаны с именем конкретного режиссера. Это авторский театр, им созданный и им выстраданный. Уйдет Петрович – кончится «Таганка». С театром-то ничего не случится, он останется – стены, актеры. Дух пропадет.

- Валерий Сергеевич меньше чем через месяц, 21 июня вы и сами отметите славный юбилей – 70-летие. Уже решили, где будете в этот день? И как в вашей судьбе аукнулось то, что вы – ребенок, родившийся в последний мирный день 1941 года?

- 70-летие встречу в Барнауле, где самым желанным подарком к моему дню рождения станет открытие собственного здания Алтайского Молодежного театра, освобожденным художественным руководителем я выбран не так давно. Все-таки Алтай – моя родина. И каждую годовщину начала Великой Отечественной и Победы я стремлюсь сюда, чтобы быть с моими земляками. Наверное, необходимость отмечать эти даты на родине и есть то, что вы назвали словом «аукнулось».

- В последнее время вы не гнушаетесь даже ролями второго плана в современных российских блокбастерах – от «Дневного дозора» до «Черной молнии». Вам такая работа действительно нравится или за нее банально хорошо платят?

- Мне надо кормить семью – это немаловажный и решающий фактор. Но хреновым я был бы актером, если бы думал только о материальной стороне дела. Снимаясь в блокбастерах, я стараюсь понять и полюбить этот жанр. Получается. Тем более – жанр этот благодарный. Артисту ведь не только кушать хочется всегда. Нашему брату еще и славу, известность, обожание подавай. И блокбастеры всем этим обеспечивают сполна. Недавно вот у меня было три съемочных дня в роли крайне неприятного типа но в продолжении культового сериала «Бригада».

- То есть, пока ругают первый фильм за доказанный дурной пример подрастающему поколению, вы не гнушаетесь сниматься в «Бригаде-2»?

- Ну, да, да, да! Вы тысячу раз правы. Я и сам прекрасно знаю, понимаю и осознаю, как обаяние узнаваемого актера может быть опасно. Сыграл я мафиози, обаятельно сыграл, какой-нибудь пацан посмотрел «Бригаду-2» и захотел стать бандитом. В этом смысле волшебную силу киноискусства недооценивать нельзя. И «Бригада» не первый подобный пример. Мне знакомые милиционеры рассказывали, что, когда на экраны СССР вышел фильм «Преступление и наказание» с обаятельнейшим Тараторкиным в роли Раскольникова, по стране увеличилось количество преступлений определенного типа. Молодежь вооружалась топорами и сносила головы старушкам как курятам. Поэтому мы актеры во многом ответственны за состояние мозгов нашего «электората». И должны быть предельно осторожными. Знаете, сейчас я бы уже наверное отказался от участия в продолжении «Бригады». Пользуясь случаем, хочу сказать, что мне стыдно за роль в этом проекте и попросить у всех будущих зрителей прощения. От всей души.

С другой стороны, не принимал и не принимаю упреков в том, что сыграл вампира в «Дозорах…». При том, что сам я – человек глубоко верующий, и вера моя воцерковлена, а не по моде. Но, во-первых, кому-то же надо и всякую нечисть играть. Я в молодости в театре и Бабу-Ягу играл. Давайте меня теперь за это наказывать… Как сказал однажды мой сын-священник отец Дионисий: «Папа, у тебя такая профессия: ты – топор. Ты сам по себе ничего не решаешь. Важнее, в чьих руках ты окажешься». То есть важен вектор, понимаете. Как сказал мне другой священник: «В «Дозоре…» вы блестяще сыграли искупление грехов отцов детьми. Если направленность роли получилась такой, если во мне видят не просто кровопийцу, значит не зря живу и работаю.

- Вы упомянули о старшем сыне Денисе. Но ведь у вас еще и младший есть?

- Да молодая жена Ира Линдт шесть с половиной лет назад сделала меня молодым отцом. И я до сих пор счастлив. Ванька младше моих внуков. И это стало решающим фактором, когда мы с Ириной недавно встали перед дилеммой, в какую школу его отдавать. Решили: в ту же, где учатся мои внуки. Присмотрят, по крайней мере, за свои дядей, в обиду его не дадут. За Ванькой сейчас очень интересно наблюдать. Особенно, когда он пытается определить свое место в жизни. Очень любит петь. Поет даже во сне. И просит: «Пап, ты меня не буди, если я пою. Это значит мне хорошо». Я такие счастливые мгновения ни на что не променяю. Что бы там не говорили завистники об отцовстве на седьмом десятке. И потом, пока вся страна решает, что делать с демографической ситуацией, я беру и ее улучшаю. Дело надо делать, а не болтать…

Как Пускепались провел этой весной

Сергей Пускепалис приехал в наш город практически как к себе домой. Во-первых, в Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова работают два его однокурсника по театральному отделению Саратовской консерватории – Владимир Кустарников и Юрий Морозов. Во-вторых, художественно руководит симбирской драмой с недавних пор еще один давний знакомец Сергея – Линас Зайкаускас. Его во время мастер-класса Пускепалис очень хвалил. А вот еще одной однокурснице – известной актрисе театра и кино Галине Тюниной, пусть и в шутку, но досталось:

- Она же страшная как моя жизнь. В кино ее еще как-то делают харизматичной, а в жизни – без слез не взглянешь. Поэтому же именно ей в театре в «Мертвых душах» досталась роль… Гоголя, не самого красивого мужчины в русской литературе.

Пускепалис много рассуждал о том, как пробиться провинциальному актеру в Москве. Сыпал на ходу рожденными афоризмами. Вроде этого:

- Я считаю, моветон – умирать на сцене, если ты не Андрей Миронов. Для этого есть другие места.

Или:

- Актер – это человек действующий. А артистом в своей профессии может быть любой

Или:

- Театр – эполеты власти. Об уровне культуры регионального руководства можно и нужно судить по состоянию театров в регионах.

О кино

- В кино нельзя хорошо или плохо сняться. Его можно хорошо или плохо снять. Актер в кино – единица функциональная: он в первую очередь светоотражающий объект, а потом уже личность.

Покритиковал Сергей при всей любви к ульяновскому театру и спектакль симбирской драмы «Три сестры», в котором, по мнению Пускепалиса, «хорошие актеры просто ходят по сцене и говорят текст». Вкачестве сравнения он привел свои «Три сестры», поставленные им в Ярославле. От себя добавим, что российская театральная критика тоже в немалых претензиях к спектаклю Пускепалиса, где главные герои не чураются, к примеру, минета на сцене. И это у Чехова!

- Это нормально, что для получения престижных театральных и кинопремий в нашей стране сегодня достаточно со сцены и экрана выругаться матом или заняться сексом? – спросили мы у Сергея.

- Русский мат и голое тело – очень выразительные художественные средства. Но ими нужно уметь профессионально пользоваться, а не вставлять как каждое лыко в строку. Художнику вообще не должно изменять чувство меры. Иначе он ремесленник.

- Сейчас вы снимаетесь в новом блокбастере «Метро». Это фильм-катастрофа о прорыве вод Москвы-реки в столичный метрополитен. Не боитесь, что мысль материальна?

- Аварии на дорогах происходят независимо от того, снимают ли фильмы про автокатастрофы. И самолеты падают не из-за того, что по телевизору в очередной раз показывают «Экипаж» Александра Митты. К тому же настоящий фильм-катастрофа интересен лишь тогда, когда собственно катастрофы в кадре максимум на 15 минут, а остальное – межчеловеческие отношения в пограничной ситуации. В «Метро» все эти составляющие соблюдены. Так что будет интересно – обещаю!

Вечер Сергей Пускепалис провел в компании ульяновских однокурсников. Сначала они посидели с Кустарников в пивном трактире, затем погуляли по городу и с присоединившимся Морозовым отправились к Кусту «догоняться»…

Как Красько отучила Табакова ругаться матом

В первый же день пребывания в Ульяновске звезды «Турецкого гамбита» Ольги Красько нам удалось выяснить из первых уст:

- На съемках «Турецкого гамбита» очень непростым оказалась работа в пустой студии для кадров, на которые потом накладывались компьютерные спецэффекты. Сидишь в совершенно пустой однотонной комнате, какие-то лампочки мигают и ничего не понятно, что делать. Зато на экране потом красиво.

- Свой первый гонорар я получила задолго до того, как стала профессиональной актрисой. Снялась по просьбе своей подруги детства на обложки журналов… «Здоровье» и «Пионер». Целых 60 рублей заработала.

- Я очень люблю полевые цветы. Чем скромнее, но при этом красивее, тем лучше. Особенно нравятся подсолнухи. Так что у мужчины, который во время свидания зимой преподнесет мне подсолнухи, есть шанс. Вообще сейчас шанс есть у любого Настоящего Мужчины. Так как я – женщина свободная, хотя и с маленькой дочкой.

- Олег Павлович Табаков, в театре которого я работаю, единственный мужчина, которому можно было материться в моем присутствии. Я в принципе мата вообще не переношу. Но Табаков делает это редко, красиво и вкусно. Впрочем, когда он узнал о моей матофобии, перестал при мне материться вообще…

Текст: Ярослав Щедров.

Фото: Ярослава Евдокимова