В городе стартовал Третий Фестиваль теле- и кинопрограмм для семейного просмотра «От всей души», носящий имя Валентины Михайловны Леонтьевой. В этом году фестиваль объявлен Международным – этот статус он получил, благодаря участию в нем кинематографистов из Германии, Италии и Чехии. Среди российских кино- и телезвезд, приехавших в Ульяновск в первый фестивальный день – Наталья Бондарчук, Владимир Гостюхин, Всеволод Шиловский, Сергей Колесников, Аркадий Инин и другие. Не успев приехать в наш город, дочь легендарного Сергея Бондарчука обзавелась эксклюзивной обновой, а звезда «Дальнобойщиков» Гостюхин изрек сентенцию, которая тут же стала сенсацией…

Наталья Бондарчук: «Пусть симбирцит принесет мне удачу»

Едва поселившись в гостинице «Венец» Наталья Сергеевна Бондарчук отправилась на первый конкурсный показ фестиваля, где презентовала свой новый игровой режиссерский проект «Гоголь. Ближайший». Пока зрители следили за почти детективными коллизиями жизни великого русского писателя, сама создательница фильма уделила время нашему порталу:

- «От всей души» – фестиваль для семейного просмотра. Значит на нем должно быть место и детским фильмам. Это меня особенноо греет. Объясню почему…

Когда я родила сына, то вдруг поняла, что в нашей стране нет детского кино. Это была моя тема, моя позиция – женская и материнская. Тогда в соавторстве с Юрием Нагибиным мы написали сценарии и я сняла фильмы «Детство Бемби» и «Юность Бемби». Хотя и до этого у меня был фильм «Живая радуга» для самых-самых маленьких – такой прообраз моих будущих детских фильмов. На «Бемби» у меня ушло пять лет работы. Я сняла тогда рекордное количество животных – 110 видов. И уже после развала Советского Союза, когда наш кинематограф рухнул вместе со страной, я все-таки успела сделать еще один детский фильм – «Зверь» по прозе Лескова. Это была первая игровая картина в России о православии. Ее один раз показали на Рождество Христово, и все. Сейчас фильм находится в Сергиевой лавре, его смотрят молодые монахи.


С фильмом «Гоголь. Ближайший». Я влезла в страшные долги. Вложила в него все свои личные финансовые сбережения. Причем не только свои, но и все деньги моей мамы, актрисы Инны Макаровой. На какое-то время мы оказались практически без средств к существованию и в еде перешли буквально на один хлеб.

Это не первый кинопроект Натальи Бондарчук о классиках русской литературы. До этого у нее были фильмы о Лермонтове и Пушкине. За картину «Пушкин. Последняя дуэль», премьера которой, между прочим, по словам самой Бондарчук, состоялась несколько лет назад именно в Ульяновске, Наталье Сергеевне досталось.

- Наша поверхностная молодежная критика усмотрела нечто смешное в том, что Безруков играет Пушкина, – рассказывает Бондарчук. – А еще Безруков играет Есенина, Безруков играет Иешуа Га-Ноцри и так далее. В данном случае речь может идти о том, нравится или не нравится. А это, как говорил Сергей Аполлинариевич Герасимов, понятие кулинарное. Как только выясняется, что именно человеку не нравится, – сразу виден размер личности этого «критика». То ему рыжие усы не по нраву, то голубые глаза. У Пушкина они действительно были голубые, а не карие, как считали многие из критиковавих наш фильм.

- У большинства школьников с незапамятных времен трудности с восприятием «Войны и мира», которая входит в школьную программу. Вы лично в школьные годы сумели освоить этот роман Толстого целиком, учитывая, что ваш отец – создатель признанной лучшей экранизации этого романа Льва Толстого?

- «Войну и мир» я одолела с жадностью необыкновенной. Даже дважды. И при внимательном прочтении обнаружила, что там есть персонаж с нашей фамилией – солдат Бондарчук. С тех пор это стало моим прозвищем. Когда я начинаю какое-то очередное сложное дело, говорю про себя: «Солдат Бондарчук при исполнении». Не так давно я снова взяла в руки этот роман Толстого и с ужасом поняла, что нынешняя молодежь не прочтет и 20 страниц. И не потому, что молодежь у нас такая плохая. Просто Лев Николаевич писал для читателей XIX века. Там много сносок, там сразу идет французский язык. Тогда для многих в России французский был вторым родным языком. «Война и мир» написана для осмысления жизни людей, не отрывающихся на телевизор и Интернет. И каким образом заинтересовать Толстым современного подростка? Не исключаю, что в будущем преподаватели литературы будут читать на уроках лишь отрывки из романа, чтобы хоть как-то заинтересовать учеников этим произведением в качестве задела на будущее. И пусть хотя бы 20 процентов, но прочтут потом Толстого. Это залог того, что общий уровень культуры в стране не будет катастрофически снижаться.

Родители Натальи – Сергей Бондарчук и Инна Макарова – расстались, когда ей самой было восемь лет. Но об отце Наталья Сергеевна вспоминает с теплотой:

- Мое дочкино счастье длилось недолго, но все детство мое прошло буквально на коленях у отца. Меня и бабушка, и мама пестовали. А отец особенно. Мы с ним рисовали всякие картинки. Тогда еще не было цветной фотографии, и папа вручную раскрашивал красками мои детсадовские образы. У меня остались мои портретики его исполнения. Я никогда не видела его ничем не занятым. Он всегда что-то делал руками, он сам изготавливал столярные приспособления, на которых потом выпиливал всякие интересные штуки. Мог сделать стол, лавки к нему. Самое страшное папино наказание я испытала всего один раз в жизни. Я нагрубила бабушке, и отец первый и единственный раз решил меня проучить, отвесив три шлепка. Я устроила такой крик, подняла такой рев, что он и сам опешил и был уже не рад. Все домашние меня принялись жалеть. Бабушка кинулась меня утешать, обнимать, целовать. «Тебе больно?» – спрашивает. «Нет, не больно», – отвечаю. «А чего же ты плачешь?» – «Но он же мужик!» То есть в четыре года мою стыдливость, ярость будущей женщины вызвало то, что мужчина, пусть даже родной отец, прикоснулся ко мне на уровне попы.

Я росла героическим ребенком. В детстве посмотрела «Молодую гвардию», где играли папа с мамой. И решила, что я дочь героев-молодогвардейцев – Валько и Любки Шевцовой. Не разрывая личную судьбу отца и мамы и сыгранных ими персонажей, возомнила, что мои родители боролись с фашистами и сама я должна соответствовать. Носила солдатский ремень со звездой, шапку-ушанку, надвинутую на самые глаза, огромные валенки. И тогда я могла бы стать пограничником. Создала тимуровскую команду. Отчаянно дралась с мальчишками, была ужасно задиристой. Потом мечтала быть пожарным, спасать людей.

Одна из блестящих ролей Натальи Бондарчук была сыграна в культовом фильме Андрея Тарковского «Солярис». О тех съемках режиссер и актриса вспоминает:

- Когда Тарковский начал снимать меня в «Солярисе», с ним многие перестали здороваться. Он сам мне однажды сказал об этом. И я даже на него немного обиделась. Все же знали о непростых отношениях Андрея Арсеньевича с отцом и Сергеем Герасимовым. И он вроде как назло утвердил на роль в дочь Бондарчука и ученицу Сергея Аполлинариевича. Если же говорить о конфликте Тарковский-Бондарчук, то дело вот в чем. Сам Андрей был непростым человеком и очень внушаемым. Это важно понять и учесть, особенно тем, кто будет читать его дневники «Мартиролог», изданные на русском языке, где зачастую высказываются нелицеприятные вещи в адрес Сергея Бондарчука. Там очень много негативных высказываний и об отце, и о Герасимове, и о многих других известных людях. Все дело в окружавших Тарковского недоброжелателях, которые настраивали его против Бондарчука и Герасимова в том числе. А Андрей Арсеньевич, к сожалению, часто зависел от мнения со стороны. Сергей Бондарчук никогда не высказывался против Тарковского, любил его фильмы, а после просмотра «Соляриса» папа плакал и называл этот фильм гениальным. Я не в обиде на Андрея Арсеньевича за его дневники. Я любила обоих – и его, и отца – каждого по-своему…

О «Солярисе» итальянская пресса писала, что он – «чересчур полнометражный, а сам Тарковский – чересчур полнометражный режиссер». Я стала свидетельницей встречи Андрея и Федерико Феллини, который только что посмотрел «Андрея Рублева». «Ты гениальный режиссер, – сказал Феллини, пряча улыбку, – но я не смог досмотреть твой фильм до конца». Тарковский тут же нашелся и пошутил: «Можно подумать, что твой «Амаркорд» – короткометражка”. Андрей Арсеньевич был очень подробным и вдумчивым режиссером. Для него было важным, что его фильм идет именно столько времени, сколько задумал он. Чтобы избежать обвинений в затянутости своих фильмов, он шел на маленькие хитрости. Например, в «Солярисе» сцена замораживания моей героини была первоначально на полчаса длиннее. Когда киночиновники потребовали сокращений, Тарковский урезал эту сцену, и от него отстали.

Видела я и американский вариант «Соляриса». И рада, что есть и такой «Солярис». Во-первых, для Америки это подвиг – снять некоммерческое кино. С другой стороны, их «Солярис» ближе к Лему, чем к Тарковскому. И это замечательно. Пусть будет больше хороших экранизаций «Соляриса», польских, японских, любых. Потому что в любом случае это о вечности, и о душе, и о любви.

Наталья Бондарчук – удивительный человек. Она сумела сохранить самые теплые отношения и со второй семьей своего отца – актрисой Ириной Скобцевой и известным кинорежиссером и актером Федором Бондарчуком, своим сводным братом. И даже с бывшим мужем – известным актером и режиссером Бурляевым.

- Я их очень люблю, – признается она, – слежу за их творчеством. Позитивно отношусь к тому, что делает в кино Федор. У нас замечательные отношения. В последнее Прощеное Воскресенье Федя позвонил мне и сказал: «Прости меня, Наташка, за все!» И дороже этих извинений для меня ничего не было. С Николаем Бурляевым, хоть мы давно не муж и жена, у нас духовное родство. Он до сих пор любящий отец для наших детей и дорогой мне человек.

- Что еще необходимо, чтобы полноценно чувствовать себя абсолютно счастливой?

- Чтобы мои родные не болели, чтобы это не омрачало мои мысли. Чтобы рядом были дети и мои очаровательные внуки. Чтобы рядом были любимая мамочка, муж Игорь и мои собаки. Чтобы была возможность чаще бывать на природе, смотреть на подснежники и крокусы, растущие на моем участке, и ежедневно гулять в лесу. И чтобы как можно дольше не покидала возможность работать.

Наталья Сергеевна с упоением рассказывала о своих экстремальных увлечениях: подводной фото- икиносъемке, походах в горы. А когда выяснилось, что она – предпочитающая эксклюзивные вещи модница и ценительница изящных украшений, мы посоветовали непременно приобрести изделия из нашего ульяновска камня – симбирцита. И отвели гостью в гостиничный киоск, торгующий изделиями из симбирцита. К бижутерии она лишь приценилась. Зато приобрела икону Сергия Радонежского в симбирцитовом окладе.

- Какие же вы молодцы, ребята, – восхищалась Бондарчук, – что посоветовали мне этот камень. Теперь икона Сергия Радонежского всегда будет со мной. Она, верю, принесет мне удачу и, наконец, поможет снять фильм о нем, ведь я так давно об этом мечтаю. Спасибо вам!

Было приятно…


Гостюхин считает, что Россия находится в состоянии войны с Белоруссией…

На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, речь традиционно зашла о кризисе детского кино. Причем, не только в России. Зарубежные гости – чехи, немцы и итальянцы – делились теми же проблемами. Мы поинтересовались:

- Во времена бывшего СССР, когда мы находились в состоянии «холодной войны» со странами за «железным занавесом» и в напряженных отношениях с рядом государств соцлагеря, тем не менее снимали сообща отличное детское кино: «Мама», «Синяя птица», «Мио, мой, Мио»… Что нам мешает делать вместе хорошие фильмы для детей в условиях дружбы?

- Я знаю о нескольких совместных проектах, вроде тех, о которых вы говорите, – ответила Ольга Кабо. – И с чехами, и с поляками. Но почему-то финансирование этих проектов тормозится на уровне руководства государств-участников. Удастся ли переломить ситуацию к лучшему? Не знаю. Хочется верить, что это случится еще на нашем веку.

А зарубежные гости в один голос заявили, что видят только один выход из сложившейся ситуации:

- Надо бороться за хорошее детское кино сообща. И мы будем бороться!

Когда слово взял Владимир Гостюхин, речь внезапно пошла о на днях постигшем Белоруссию, где живет и работает звезда, несчастье – девальвации. Откровение Владимира Васильевича прозвучало как гром среди ясного неба и вызвало маленький скандал.

- У меня ощущение, что между братскими Россией и Белоруссией идет «необъявленная война», – поделился актер. – Не нравится российскому руководству Лукашенко и его политика? Не исключаю. И у меня подчас возникают претензии к чересчур бюрократизированной политической системе Белоруссии. Но при Лукашенко у нас заработали убыточные заводы, люди получили работу и уверенность в будущем. Жизнь начала налаживаться. А в России по телевизору на президента Лукашенко льют грязь. И кто эксперт? Шушкевич, при котором наша республика жила хуже некуда. Видимо Россия заинтересована в неправде о Белоруссии. По-моему, в данном случае речь идет о приватизации Белоруссии. И о виртуальной диверсии против нее и всех нас, ее жителей…

А завершающим аккордом первого фестивального дня стало вечернее торжественное открытие в Большом зале Ленинского мемориала с традиционной Звездной дорожкой. Которая на сей раз стала еще и в большей степени этаким подиумом для демонстрации позитвно-гламурного стиля из столичного мегаполиса. Приезжие звезды показывали себя во всей красе, демонстрируя сногсшибательные наряды, вроде шикарного пиджака ведущего программы «Фазенда» на Первом канале, киноактера Сергея Колесникова. А ульяновские модницы чуть не съели от зависти свои наряды, когда на дорожке появилась Ольга Кабо в роскошном лиловом платье…

Текст: Ярослав ЩЕДРОВ.

Фото: Ярославы ЕВДОКИМОВОЙ.