Президент группы компаний «Симбирский дом», успешный застройщик и предприниматель Ферид Аюпов проводит конкурс на лучшую бизнес-идею. Победитель получит финансовую поддержку на сумму от одного миллиона рублей, высокооплачиваемую работу и долю в собственном бизнесе.

Такую щедрость Аюпов объясняет просто: «Это не благотворительность, мы открываем новые перспективные бизнес-направления в нашем холдинге. Ищем умные головы и свежие бизнес-решения. Я сам начинал свой бизнес в непростые времена и знаю, насколько это тяжело, но добиться успеха вполне по силам, все реально. У вас есть прекрасная возможность реализовать свою бизнес-идею».

- Вы объявили конкурс «Миллион за идею» в феврале этого года. Сколько за это время получили заявок?

- Поступило более 700 заявок, бизнес-планов и предложений. Заявки разные по степени готовности по продуманности от разных людей, можно сказать, начиная от пионеров заканчивая пенсионерами. Есть серьезные заявки, подкрепленные бизнес-планами и требующие серьезных вложений.

- Станет ли конкурс ежегодным?

- На мой взгляд, это хорошая традиция – помогать талантливым людям. Чтобы заниматься бизнесом, нужно тоже иметь особый предпринимательский талант, желание самореализоваться и особое чутье на новое, инновационное. Сейчас подумываем над созданием инвестиционного фонда для поддержки инновационных проектов.

- Вы помните, как заработали свой первый миллион? Разве это был инновационный проект?

- Для меня это было инновационным (смеется). Это еще было в 90-х годах, когда процветали бартерные схемы, денег ни у кого не было. Вот и приходилось проявлять сноровку, находить стройматериалы, оборудование и в цепочке бартерных обменов выходили на «живые» деньги.

- Когда начали заниматься строительным бизнесом?

- Нашей компании 13 лет, мы изначально занимались стройматериалами, а потом постепенно стали участвовать в долевом строительстве, инвестировали в застройку, поставляли материалы и оборудование. А десять лет тому назад стали акционерами завода крупнопанельного домостроения № 1 (КПД-1) и непосредственно три с половиной года занимались массовым строительством. Сейчас мы для себя выбрали нишу строительства домов клубного типа – элитного жилья.

- Какими реализованными проектами гордитесь?

- Каждый проект индивидуален, у нас нет типовых домов. При строительстве каждого дома стараемся применять новые современные технологии. Например, мы первыми в Ульяновске применили поквартирное отопление, первыми в городе начали строить дома с подземной парковкой, первыми установили приборы учета тепла в новых квартирах. Стараемся использовать лучшие наработки строительной отрасли.

- За эти годы в Ульяновске было немало случаев, когда недобросовестные застройщики обманывали людей. Ваши клиенты застрахованы от подобного?

- К сожалению, у нас за все, что натворили мошенники, приходится отдуваться добросовестным застройщикам. Законодательная база сегодня защищает больше дольщиков, чем застройщиков. Процент за просрочку у дольщика значительно меньше, чем у застройщика.

Когда был в Америке, я поинтересовался, насколько часто встречаются случаи, когда некачественно выполняют строительные работы. Мне ответили: не бывает. А почему? Они говорят: если такое будет, то с этим партнером больше никто никогда работать не будет. А у нас, к сожалению, навалом таких фирмочек с сомнительной репутацией и ужасающим сервисом предостаточно.

Для того, чтобы обезопасить себя и своих клиентов, мы все строительство ведем строго в рамках законодательства, которое регламентирует долевое строительство и где четко прописано, кто и за что отвечает. У нас не было ни одного факта, когда у дольщиков возникали какие-либо претензии к нам, все свои обязательства мы выполняли в срок. Я могу открыто смотреть людям в глаза.

- Так дольщики у вас прямо скажем непростые, «элитные» как квартиры…

- Дольщики они везде непростые (улыбается). А вот ситуация простая и понятная: человек хочет получить свое жилье, застройщик хочет построить дом. Просто нужно хорошо и грамотно выполнять свою работу.

- Вы выбираете самые лакомые места для застройки – исторический центр города. Получить там участки для строительства непросто. Как вам удается это делать, помогают связи во власти?

- Очень сложно вздыхает). В каком плане – сегодня рынок земли несформирован окончательно, потому что очень мало предложений. Здесь крупные игроки, в том числе город Ульяновск, должны определять цивилизованные правила игры. К сожалению, предложений очень мало и рынок хаотичный с одной стороны, приходится сталкиваться с тем, что цены в разы отличаются в аналогичных местах. Непонятная непрозрачная политика ценообразования. Во-вторых, так сложилось, что центральная часть города практически вся признана либо исторической частью либо входит в историко-культурный заповедник Ленина. И получается, что в центральной части много ограничений на застройку, нет развития, много ветхого жилого фонда. Хотя по логике развития других городов, везде центральной части города уделяется особое внимание, везде центр развивается. При этом, естественно, исторические памятники должны сохраняться. А у нас сегодня в центре фактически ничего нельзя построить выше двух этажей. А что такое два этажа? Два этажа это коттеджное строительство, в результате коттеджами застроен весь центр, и разрастание элитных поселков продолжается. Хотя центр в других крупных городах – это деловая и культурная зона. А у нас там дачный поселок для ВИПов. Конечно, это непозволительно.

А с другой стороны рядом с новыми коттеджами стоят ветхие дома, жильцы которых давно отчаялись и уже не надеются получить когда-либо новое жилье. Все дело в том, что вопросы эти можно решить только комплексно. Ограничение на этажность в центре сводит на нет коммерческие, рыночные возможности решения проблемы. По нашим расчетам, если расселять жителей из ветхих домов, то строить нужно дома не меньше четырех этажей, иначе просто нерентабельно. Если же будет разрешено строить хотя бы 4-5 этажные дома, то возможно расселение, создание новой инфраструктуры и коммуникаций взамен изношенных. К тому же в новое жилье переедут очередники.

- Как пережили кризис?

- Благодаря тому, что наша группа компаний достаточно многопрофильная (строительство, торговля, ресторанный бизнес – у нас рестораны «Сахара» и «Пианино»), мы довольно стабильно работали в кризисные времена. Кроме того, мы занимаемся оптовой реализацией нефтепродуктов в нескольких регионах. В прошлом году запустили региональный центр микрофинасирования. У нас 14 отделений, занимаемся финансовой поддержкой малого и среднего бизнеса, и сегодня в каждом отделении порядка 200 предпринимателей пользуются нашими услугами.

- Сколько в вашей группе компаний создано рабочих мест?

- На сегодняшний день 10 организаций входят в наш холдинг и в каждой из них работает по несколько десятков человек. В целом – порядка 300 сотрудников.

- Вы единоличный владелец холдинга?

- Я президент группы компаний и владелец.

- Наш ульяновский олигарх…

- Не олигарх, предприниматель.

- Можете ли вы себя назвать человеком, который всего добился сам или была какая-то протекция и помощь влиятельных людей?

- Если честно, никто не помогал, все приходилось делать самому. Помню, когда начинал бизнес, мне приходилось занимать деньги под один процент в день. И я умудрялся еще зарабатывать. А это в те времена, когда коллекторами работали парни в малиновых пиджаках и с утюгами.

- Вот эта «предпринимательская жилка» - откуда она в вас?

- У меня просто воспитание было такое, отец всегда воспитывал во мне самостоятельность, я с 7-ого класса работал летом. В студенческие годы уже не только сам себя обеспечивал, но и помогал родителям.

- С какой целью объявили конкурс «Миллион за идею»?

- Когда мы начали заниматься микрофинансированием, столкнулись с тем, что очень много предпринимателей обращаются с проектами, но так или иначе, они нуждаются в поддержке и инвестициях. В области сейчас порядка 20 тысяч начинающих предпринимателей. Они нуждаются в различных услугах, не только финансовых. Госпрограмма поддержки не может охватить все число бизнесменов. И мы не просто помогаем этим предпринимателям, это не благотворительность, это сам по себе бизнес-проект. То есть мы выступаем не как благотворители, мы даем удочку тем, кто хочет рыбачить. Мы и объявили конкурс для того, чтобы открыть новые перспективные бизнес-направления в нашем холдинге. И готовы полностью взять финансирование проекта победителя на себя, а автору проекта предложить престижную и хорошо оплачиваемую работу плюс долю в бизнесе.

- И сколько вы готовы инвестировать в бизнес-проект, который победит на вашем конкурсе?

- От миллиона рублей и больше. Все зависит от самого проекта, от того каких он требует вложений.

- Кто будет выбирать победителя в конкурсе?

- Экспертная комиссия, куда вошли представители науки, бизнеса и системы бизнес-образования.

- Каким проектам будет отдаваться приоритет?

- Проект может быть основан на инновационных технологиях либо же просто быть новым для Ульяновска, главное чтобы он подразумевал оказание качественных услуг, которые необходимы потребителю и делают его жизнь лучше. Направление будет прибыльным и перспективным, если мы сможем качественно оказывать услуги. За качественную услугу люди всегда готовы платить. Сегодня проблема в недостаточности таких услуг.

Текст: Леонид Андреев