В декабре известный некогда Лавинский конный завод № 84, где разводят рысаков знаменитой породы русская рысистая, будет отмечать 80-летний юбилей. Если доживет. Предприятие, которое было когда-то одной из «визитных карточек» Сурского района, может повторить судьбу конезавода «Октябрьский».
В 2007 году в связи с большими долгами на Лавинском конезаводе была введена процедура банкротства. На предприятие был назначен конкурсный управляющий Николай Корчагин. На тот момент поголовье лошадей состояло всего 26 животных, а прилегающие к комплексу сельхозугодья (почти пять с половиной тысяч гектаров) не обрабатывались уже несколько лет. Три года назад право на лошадей, имущество и использование земли было передано инвестору - предпринимателю из Мордовии.
- За эти три инвестора года мы только к нормальной жизни стали привыкать, - рассказывает начальник конной части Александр Родионов. - До прихода у нас лошади были тощие, потому что кормов катастрофически не хватало, люди месяцами зарплату не получали. Остались одни фанатики, которые, наоборот, из дома еду приносили, чтобы лошадей хоть как-то подкормить. А в 2008 году завод стал возрождаться. Видите, какой красавец? Это американский жеребец Фриски Флирт, мы его в аренду взяли. 50 тысяч евро стоит!
Сейчас поголовье племенных лошадей увеличилось почти до сотни. Трех элитных жеребцов взяли в аренду. Лошади сытые, гладкие, ухоженные - куда там тем бедным першеронам из «Октябрьского». Много жеребят, и спрос на них есть - только за последнее время конезавод продал одиннадцать молодых животных. Сельхозугодья расчищены, засеваются и обрабатываются вовремя. У сотрудников предприятия зарплата хоть и небольшая - 5-6 тысяч, но получают они ее день в день, без задержек. Вернее, получали…
С 15 апреля все сотрудники конезавода написали заявления об увольнении по собственному желанию. А у лошадей практически не осталось корма. Что же случилось? Кому помешало предприятие, которое медленно, но уверенно вставало на ноги? Оказывается, дело в том, что срок процедуры банкротства заканчивается. Инвестор не хочет уходить с конезавода, он готов и дальше развивать племенное разведение, даже собирается построить здесь современные конюшни. Более того, он готов и купить конезавод, но - только вместе с землей. А на землю предъявило свои права территориальное управление Росимущества.
- Мы неоднократно собирались вместе с конкурсным управляющим и собственником земли, которым является территориальное управление Росимущества, - говорит заместитель министра сельского хозяйства региона Владимир Марагин. – Но решение на данный момент так и не принято. Позиция министерства однозначна - мы заинтересованы в сохранении достигнутых результатов племенной работы на конезаводе, рабочих мест для людей. Для этого надо передать инвестору имущественный комплекс и животных вместе с землей. Но пока понимания со стороны собственника мы не встретили.
- Дело в том, что согласно процедуре банкротства Росимущество не может распоряжаться собственно конезаводом, - говорит конкурсный управляющий Николай Корчагин. - А вот свои права на землю им удалось доказать в суде. И пока что все наши призывы к конструктивному диалогу сводятся к узковедомственной позиции: лошади и конезавод - это ваше. А земля наша, и диктовать условия будем мы. И свое право аренды на землю они намерены реализовывать самостоятельно, причем на условиях, которые инвестора не устраивают. Но ведь разделить землю и конезавод невозможно, это значит просто уничтожить предприятие. Двух инвесторов – на сельхозугодья отдельно, на завод отдельно - найти нереально. Разведение лошадей без земли – это нонсенс: ну как сельским хозяйством без земли заниматься?!
Получается какой-то порочный замкнутый круг: собственник земли противится тому, чтобы предприятие стало рентабельным. Даже выставить имущественный комплекс на торги невозможно без предоставления инвестору или покупателю права на аренду земли. Но земля – в собственности территориального управления Росимущества, которое продаже всячески противится. А тем временем лопнуло терпение у мордовского инвестора.
- Его понять можно, он за полтора года больше 20 миллионов в этот конезавод вбухал, - говорит начальник сурского управления сельским хозяйством Александр Никаев. - И до сих пор получается, что деньги в воздух вкладываются. При таком раскладе попросят его завтра отсюда - и все.
Инвестор официальным письмом известил конкурсного управляющего, что финансирование он прекращает. Корма лошадям осталось на день, не больше. Люди официально уволены еще с 15 апреля. И что дальше? Неужели Лавинскому конезаводу суждено разделить судьбу «Октябрьского»?
Текст: Анна Лавинская
"Ульяновская правда" 26.04.2011
Фото: www.rosfoto.ru