22 и 23 апреля все внимание ульяновцев и гостей города было приковано к аэропорту «Ульяновск-Восточный»: там местные власти проводили первый для Ульяновска международный авиатранспортный форум (МАТФ-2011). Событие для региона значительное – в работе МАТФ приняли участие более 500 делегатов, представляющих профессиональную авиационную общественность России, а также 12 иностранных делегаций. Авиационный форум стал шансом для Морозова и команды в плане привлечения внимания крупнейших авиаперевозчиков и авиапроизводителей к Ульяновску, "Авиастару" и строящейся ПОЭЗ. И это ему удалось.

Главным гостем форума был руководитель ОАК Михаил Погосян. Открывая форум, он подчеркнул, что данное мероприятие является важной площадкой для обсуждения перспектив развития «Авиастара» и ОАК в целом. «Мы рассматриваем «Авиастар» как одно из ключевых предприятий, на базе которого планируем развивать один из важнейших сегментов продуктовой линейки ОАК – сегмент транспортных самолетов, – сказал он. – Сегодня создан большой задел по подготовке производства и запуску в серийное производство модернизированных и конкурентоспособных самолетов Ил-76. Одной из важнейших программ в области транспортной авиации является совместная с Индией программа по производству многоцелевого транспортного самолета. Мы рассматриваем совместно с нашими украинскими коллегами и коллегами из компании «Волга-Днепр» проект не только организации и развития модернизированных комплексов на базе самолетов АН-124, но и проект по восстановлению производства и создания тяжелого транспортного самолета, который тоже будет отвечать перспективным требованиям рынка».
Что касается самолетов Ту-204, от которых накануне вновь отказалась компания Red Wings, то за его судьбу г-н Погосян не переживает: «Мы работаем с Red Wings и другими заказчиками по продвижению этого самолета, и, думаю, решение будет найдено».

В первый день, 22 апреля, рамках форума были проведены конгресс, пленарное заседание, «круглые столы», посвященные вопросам развития гражданской авиационной промышленности.

Основное внимание докладчики уделили грузоперевозкам – тому направлению, которое сегодня, по мнению экспертов, особенно нуждается в развитии.

Выступая со своим докладом, исполнительный президент авиакомпании «Волга-Днепр» Валерий Габриель отметил, что российские грузовые перевозки начинают возвращаться на докризисный уровень. Падение 2010 г. в 12% – преодолено.

Он также отметил, что Ульяновск в ближайшем будущем может занять достойное место в этом сегменте. Создаваемый на территории ПОЭЗ грузовой хаб, по его мнению, даст Ульяновску не одно преимущество. «Это разгрузка московского аэроузла, использование в качестве вспомогательного аэропорта для других перегруженных хабов. «Потенциал для Ульяновска с его двумя аэропортами, инфраструктурой может расти довольно большими темпами – от 20 тыс. т в 2013 г. до 120 тыс. т в 2022 г. Этот прогноз вполне реалистичен. Он построен на средних темпах в 9%, которых город придерживается и сейчас», – сказал г-н Габриель.

Он даже сравнил Ульяновск с самым крупным в мире грузовым хабом – в Мемфисе. «Мемфис сегодня – это 3,7 млн. тонн груза в год через аэропорт. Это 4 взлетно-посадочных полосы с длиной 3,4 км, это пересечение семи крупнейших автотрасс и железнодорожных путей. Ежедневно через Мемфис проходит 220 поездов. Железнодорожные станции полностью оборудованы под мультимодальную логистику. Там находится четвертый по величине в США речной порт с годовым грузооборотом 630 млн т. Площадь аэропорта дает возможность базироваться более 100 воздушным судам одновременно. Если посмотреть на возможности Ульяновска, то здесь на сегодняшний день грузовой оборот через два аэропорта всего 7 тыс. т. Но есть огромный потенциал: взлетно-посадочные полосы могут принимать самолеты самой большой грузоподъемности. «Ульяновск-Восточный» – расположен на пересечении 5 федеральных автотрасс, здесь есть доступ к речному транспорту. ПОЭЗ дает серьезные возможности для развития инфраструктуры технического обслуживания и складской обработки».

Генеральный директор авиакомпании «Полет» Анатолий Карпов также отметил важность Ульяновска в смысле разгрузки московского аэроузла. «Существует дисбаланс между Москвой и Санкт-Петербургом с одной стороны и регионами – с другой, – сказал он. – Эту ситуацию нужно коренным образом менять. Однако надеяться на существенное перераспределение импортных авиапотоков в самом ближайшем будущем не стоит. Это вопросы, скорее, социально-экономического развития страны и геополитики».

В рамках Международного авиатранспортного форума подписано соглашение о сотрудничестве между министерством промышленности и транспорта Ульяновской области и ОАО «Авиасалон» (МАКС).

Достигнута договоренность о том, что два крупных форума МАКС и МАТФ будут проходить поочередно. Следующий форум в Ульяновске, второй по счету, состоится в 2012 гю, МАКС – в 2013 г. и далее эти два крупных деловых события будут чередовать друг друга.

Правительство Ульяновской области и ОАО «Газпром нефть» также заключили соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает совместную работу по стимулированию инвестиций, торгово-технической и инновационной деятельности на территории Ульяновской области, а также реализацию совместных проектов имеющих экономическое, социальное и общественное значение, разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Подписано соглашение между ЗАО «Газпромнефть-Аэро» и УВАУГА. Данное соглашение направлено на развитие двух основных проектов. Это создание в Ульяновске топливно-заправочного комплекса для заправки воздушных судов на двух ульяновских аэропортах. Второй проект предполагает создание учебного центра на базе УВАУГА, на котором будет осуществляться подготовка и переподготовка специалистов с наших топливно-заправочных комплексов и аэропортов со всей России.

Подписали меморандум о сотрудничестве и между ЗАО «Авиастар-СП» и авиакомпанией «Трансаэро». Согласно документу, единственная в России и СНГ компания-эксплуатант самолетов Boeing-777 и Boeing-747 будет пользоваться базой Авиастара для ремонта своих воздушных судов.

Завершая первый день форума, глава региона подчеркнул, что все прошло так, как и было задумано. Был проведен ряд переговоров, подписано несколько соглашений. Ульяновская область осталась в плюсе – для ПОЭЗ было найдено еще 3 резидента. Какие, - Сергей Морозов не уточнил. Одним из таких резидентов, скорее всего, будет литовская компания Avia Solutions Group. В рамках авиационного форума стороны обсудили возможности сотрудничества на базе портовой экономической зоны.

Председатель Совета директоров Avia Solutions Group Зиемелис Гедиминас рассказал губернатору об основных направлениях деятельности компании. По его словам, она является ведущим поставщиком комплексных решений для авиатранспортной отрасли на рынках Европы и СНГ. «Мы предлагаем авиакомпаниям лизинг воздушных судов иностранного производства, их техническое обслуживание, а также обучение экипажей. Мы готовы предложить российским компаниям комплексные решения, которые могут быть востребованы при обновлении самолетных парков иностранной техникой и на начальном этапе ее эксплуатации», - отметил г-н Гедиминас.

Во второй день, 23 апреля, на территории того же «Восточного» состоялось авиашоу: свои номера показали авиамоделисты, парапланеристы, спортсмены-парашютисты, прошли показательные выступления самолетов малой авиации, пилотной группы «Первый полет», полет самолета По-2, демонстрационный полет группы самолетов Л-29, а также демонстрационный полет Ту-204, Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Всего авиашоу посетило около 50 тыс. человек.

И кто бы что ни говорил, но авиационный форум стал шансом для Морозова и команды в плане привлечения внимания крупнейших авиаперевозчиков и авиапроизводителей к Ульяновску, "Авиастару" и строящейся ПОЭЗ. Будем надеяться, что заключенные договоры и обещания о сотрудничестве не останутся на бумаге.

Текст: Ксения Великанова

Фото: пресс-служба Правительства Ульяновской области